Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
15:05 

Записные книжки писателя

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
15.10.2012 в 13:48
Пишет Голландская рулетка:

Пятнадцатое октября
"Я никогда не путешествую без своего дневника. Ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде". - Оскар Уайльд

Недавно в сообществе "Типичный писатель" (писатели, возьмите на заметку!) появилось очень здравое размышление о том, зачем творческому человеку записная книжка:
"Обычные люди заносят в записную книжку адреса и телефоны родных, друзей, знакомых и прочие нужные и не очень контакты. Однако писатели — это особые люди. И записная книжка писателя в корне отличается от записной книжки читателя. Для чего писателю нужна записная книжка и нужна ли она вообще?
Любой, а особенно начинающий автор, скажет вам, как нелегко придумать оригинальный, захватывающий сюжет. У некоторых этот процесс занимает даже больше времени, чем непосредственно само написание произведения. Однако зачастую интересные истории буквально находятся у нас перед самым носом. Достаточно лишь постоянно жить с открытыми глазами и уметь обращать внимание на все необычное и интересное, что нас окружает каждый день.
Если вы писатель, то отныне вам необходимо быть коммуникабельным. Научитесь не просто слушать людей, а слышать их. Иногда интересный сюжет может поджидать вас совершенно в неожиданном месте. Жизнь порой настолько интересна, что редкий писатель сможет закрутить такую же историю. А для того, чтобы не забыть, и понадобиться записная книжка писателя.
Записная книжка писателя — настоящий кладезь интересных мыслей и наблюдений. Сюда автор записывает не только услышанные истории, но и все, что вызвало отклик в его душе. Это может быть какая-то увиденная ситуация, необычное происшествие или просто рассказанный случайным попутчиком эпизод из жизни. Кроме того, записная книжка писателя богата различными мыслями по поводу увиденного. Ведь, не записав что-то сразу, писатель рискует потерять пришедшую мысль навсегда.
Из любого слова или выражения, зафиксированного в записной книжке писателя, впоследствии может родиться рассказ, эссе, очерк или другое произведение. Вот почему записная книжка должна быть непременной спутницей автора. Иногда ценные мысли приходят очень неожиданно".

От себя могу добавить, что...

Расскажите, а вы ведете записные книжки? Как они помогают вам в творчестве?

Рулетка запускается!



URL записи

@темы: [Полезные мелочи], [Цитаты]

01:32 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
19:55 

Штампы: нужно или нет? Можно или нельзя?

Ниротэн
You can't always get what you want, But if you try sometimes...
Предлагаю поговорить о штампах. Тема, по-моему, интересная и неоднозначная. С одной стороны, у многих авторов и критиков отношение к штампам отрицательное, и это понятно: штамп - это что-то заезженное, избитое, тысячу раз использованное. С другой, не потому ли авторы используют штампы, что эти обороты речи или повороты сюжета уже не раз доказывали свою успешность?

Штампы есть речевые - "холодный взгляд", "волосы чёрные, как вороново крыло", "глаза зелёные, как изумруд". У многих от них уже скулы сводит. С другой стороны, часто авторы, пытаясь соригинальничать, такого могут наворотить, что только головой покачаешь: либо наделят несчастного героя какой-нибудь эдакой внешностью - зелёными волосами и красно-оранжевыми глазами, например - либо выдумают какие-нибудь нелепые сравнения, которые картинки в воображении не вызывают. Вызывают они только смех и жалость. Как лучше: кривенько, но своё, или гладко, но уже тысячу раз использованное? "Чёрные, как вороново крыло" нареканий точно не вызовут, а вот над "чёрными, как автомобильная шина" критики смогут долго и изощрённо издеваться.

Ну и, конечно, сюжетные штампы - куда без них. Штампованные герои - отважная эльфийка, прекрасный страдающий вампир, сильный молчаливый воин, дерзкая ироничная воительница. Штампованная внешность - "пухлые губы, прямой нос, большие глаза, длинные ресницы". Штампованные сюжетные ходы - спасение героем героини, как способ знакомства. Таверна, кабак, бар или паб, как место для драки. Поиск какого-либо магического артефакта или путешествие, как стержень сюжета. С одной стороны, всё это навязло уже в зубах. С другой, у этих героев, у этих сюжетов, есть уже своя аудитория. Читатели ждут отважных эльфиек и прекрасных вампиров, пухлых губ и больших глаз с длинными ресницами. Напишешь своё, вроде бы и получше, чем все эти, с эльфийками - и упс, никто не читает. Или не публикует - я читала в какой-то статье, что издатели смотрят, куда бы, в какую бы серию впихнуть книгу (например - фантастический боевик, юмористическое фэнтези), и если она даже хорошо написана, но слишком оригинальна и не вписывается в формат, публиковать вас не будут.

Так что же, использовать штампы или избегать?

@темы: [Вопрос в ноосферу]

07:17 

Конкурс "Пишу за книгу" в октябре

Storymaker


Добрый день. Мы — сообщество «Бесконечная история», ориентированное прежде всего на игры для развития писательского мастерства и конкурсы. Маленькое, но упрямое. Живем и будем жить.
В октябре пройдет конкурс «Пишу за книгу», который мы проводим уже второй раз.
Правила просты: первого числа мы объявляем тему, участники пишут по этой теме рассказы (от 6 тыс. символов с пробелами), отправляют на U-mail сообщества. После окончания приема работ рассказы анонимно выставляются в сообществе. Участники голосуют за понравившиеся. Победитель получает книгу. Какую именно? Объявляется вместе с темой.
Будем рады новым участникам! Присоединяйтесь.

С разрешения Jean Sugui.

@темы: [Ссылки]

18:49 

Творческое задание 8

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Сегодняшнее задание больше для поэтов, но я предлагаю попробовать свои силы всем желающим. Напишите зарисовку на свободную тему гекзаметром.

Как запомнить ритм и размер

@темы: [Упражнения]

13:28 

Убей его!

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
20.09.2012 в 12:32
Пишет Случайный дневник:

Убей его!

Автор материала:
Ольга Громыко


Убивать героя — тяжелая и грязная работа. Особенно если герой главный, выстраданный и любимый. Да и второстепенных положительных как-то жалко, а перед отрицательными стыдно. Они же не виноваты, что ты их такими сочинил, причем с единственной целью: умереть на потребу публике.
Но иногда все-таки приходится брать в руки топор (меч, саблю, лук, сосульку на крыше, голодного дракона) — и со слезами на глазах уменьшать поголовье персонажей.
Тому есть несколько серьезных причин.

Кому это выгодно?

Убийство персонажей преследует две цели. Первая — это раскрытие характера героя, в частности, проверка его на способность отнять жизнь. Его реакция на смерть многое расскажет о вашем герое. Даже если он опытный воин — не говоря уж об изнеженной барышне, — это стрессовая ситуация, максимально ярко проявляющая характер как самого героя, так и его спутников. Кроме того, это отличный способ вызвать в читателях сочувствие к герою, заставить их сопереживать ему.
читать дальше


URL записи

@темы: [Цитаты], [Основы]

22:04 

Яна Хоффманн
В последнее время нас все чаще спрашивают, можно ли здесь задавать вопросы? Так вот, вопросы задавать можно и нужно. Для них мы ввели специальный тэг - [Вопрос в ноосферу]. Можно и нужно делиться интересными ссылками и наработками. Можно и нужно спрашивать совета и просить о помощи. Но - в рамках темы сообщества, а это - непосредственно сам процесс написания. Мы одинаково рады и авторам, создающим собственные миры, и фикрайтерам, и поэтам, и сценаристам.

Лишний раз хотим напомнить, что предложения о рекламе, идеи развития [Рабочей тетради] и возникающие вопросы лучше решать через личку Jean Sugui или Лианнон, а не через личку сообщества - так будет намного быстрей и эффективней. Если вы уже писали в личку соо и не получили ответа, но тема остается актуальной, напишите нам, и мы обязательно что-нибудь придумаем.

Мы все заинтересованы в том, чтобы сообщество развивалось и было полезно, так что - welcome!

Всегда ваша
Администрация

@темы: [Административное]

19:45 

Творческое задание 7

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Опишите один обычный день любого своего персонажа - через пять лет после событий в тексте.

@темы: [Упражнения]

15:11 

Че, Гевара?
Faster, Pussycat! Kill! Kill!
Вопрос, интересующий, я думаю, многих сетевых авторов.
Какой максимальный объем знаков удобен для прочтения в интернете? Ибо, как правило, большой объем текста все равно никто до конца не дочитывает.
Интересует в контексте разбивки большого фика/ориджа на главы. (Даже скорее - на части, которыми будет выкладываться за один раз).
В интернете приводятся совсем крошечные цифры - например, 3000 знаков без пробелов.

@темы: [Опросы]

03:07 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Давно подозреваю, что писательский дар заключается не в умении выдумывать то, чего нет, а в особенном внутреннем слухе, позволяющем слышать тексты, которые уже где-то существуют.

Борис Акунин

@темы: [Цитаты]

22:55 

Статья "как написать фанфик"

Ниротэн
You can't always get what you want, But if you try sometimes...
hogwartsnet.ru/hf2/index.php?showtopic=176

Думаю, будет полезна :). Тем более, что недавно был вопрос о сюжетах; в статье есть вот такой совет:

Если не хватает фантазии.


Проблема весомая, но исправимая. Итак, берем понравившийся фанфик, желательно скромных размеров, и составляем план. Подробнее про планы, выше. Толково придумано, но как ЭТО реализовать? А вот как:

1. Пишем конспект произведения. КАК? Текст фанфика поделен на абзацы. Мы читаем абзац и записываем его главную мысль в одно предложение. Предложения записывайте в столбик. Обратите внимание на главы фика, если они именные, то названия будут являться пунктами плана, а конспекты содержания глав – подпунктами. Если главы без названия, то назовите их сами, предварительно ознакомившись с конспектом. Если глав нет, но фик выложен постами, называем посты. Иные варианты нам не подходят. Получаем что-то отдаленно похожее на план. Делаем это что-то планом.

2. Итак, у нас есть план. Если вы начнете по нему творить, то плагиатом от вашего произведения будет веять за версту и дальше. Поэтому мы читаем каждый пункт плана и переименовываем его по своему усмотрению, но в разумных пределах. Берем ИСПРАВЛЕННЫЙ план и повторяем операцию. Делаем это до тех пор, пока не получим абсолютно непохожую вещь. Секрет в том, что при замене пунктов и подпунктов вы и сами не заметите, как в вас проснется фантазия. Главное чтобы над душой не стояли.

3. Теперь у нас есть сюжет. Делаем его гладким, логичным.

@темы: [Фанфикшен], [Методы], [Ссылки], [Цитаты]

17:32 

Вопрос о сюжетах

Лио Хантер
Здравствуйте! =))
Во-первых, хочу сказать спасибо создателям сообщества - масса полезной информации, я много чего почерпнула для себя. =)

Во-вторых, хочу задать вопрос (надеюсь, не нарушаю этим правил сообщества).

Дело вот в чём. Я - начинающий автор, точней, автор, который пытается начать. У меня есть собственный мир-фэнтези, мне очень нравится его придумывать - народы, языки, города. Есть персонажи - я о них знаю почти всё - их особенности, биографию, характеры. Но я не могу ничего написать - я не знаю, что с ними случится. Т.е. абсолютно не могу придумать сюжет. В голове постоянно вертятся обрывки диалогов, ситуаций, но когда пытаюсь собрать воедино всё, сложить все паззлы в целую картинку - ни-че-го. :( Нет сюжета. :nope: Может быть, вы мне что-то посоветуете?

@темы: [Методы]

17:25 

Творческое задание 6

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Опишите в форме рассказа один свой обычный день. Пишите не от первого лица, а от третьего, как будто рассказываете о другом человеке.

@темы: [Упражнения]

02:31 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
По сути дела, писать - то же, что смеяться или заниматься любовью: даешь волю чувствам, и всё.

Хулио Кортасар

@темы: [Цитаты]

18:18 

Вопрос о флешбэках

майор Энасти
Still waters run deep.
Так и не нашла про вопросы - можно их задавать, нельзя... Скажите, если что)
Пишу первый в жизни роман. Ну или, по крайней мере, пытаюсь. Черновик ещё не закончен, но вот сюжет полностью расписан по сценам и продуман так же, как и профили персонажей. Проблема в том, что, как мне кажется, не получится написать 10 авторских листов, которые нужны книге для возможного издания. Получится 5, может быть 6 листов.
Я ещё раз продумала весь сюжет и пришла к выводу, что не всегда ясно почему мои персонажи поступили именно так, а не иначе. То есть мне-то понятно, я ж их как облупленных знаю, но читателю - нет. Решила, что можно разбавить повествование флешбэками, которые пояснят некоторые моменты и прибавят объём тексту. У каждого моего персонажа есть в прошлом пара интересных историй, которые я планирую расписать в рассказы. Стоит ли, действительно, вставить флешбэки в текст? Не получится ли, что они не дополнят сюжет, а просто уведут от него читающего?

Если стоит, то у меня есть вопрос по поводу их оформления. Я видела, что флешбэки отделяют в отдельные главы с пометками типа "до какого-либо события", "в таком-то году"... Видела, как они просто вставляются в повествование, не прерывая его, например: "Он вспомнил, что..." и дальше описание события. Видела, как автор просто выделяет флешбэк курсивом. И даже пару раз натыкалась на книги, в которых автор вообще никак не пояснял, что дело происходит в прошлом - просто отделял абзац пустой строкой и предоставлял читателю самому разбираться. На ваш взгляд, как удобнее читать?

Прикручиваю опрос для ленивых =)

Вопрос: Как Вы предпочитаете выделять флешбэки?
1. курсивом (цветом, сменой шрифта и т.п.)  41  (23.84%)
2. в отдельную главу/часть (с пометкой о времени действия)  40  (23.26%)
3. в отдельную главу/часть (без пометки о времени действия)  15  (8.72%)
4. вставлять в мысли или воспоминания героя  49  (28.49%)
5. прошедшим временем, тогда как основной текст в настоящем  17  (9.88%)
6. другой вариант (в комментарии)  2  (1.16%)
7. вообще любые флешбэки - зло  8  (4.65%)
Всего: 172
Всего проголосовало: 105

@темы: [Опросы], [Методы]

04:20 

Творческое задание 5

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
На этой неделе предлагаю вам потренироваться в сборе фактуры. Возьмите тему, с которой вы близко в жизни не пересекались, и соберите по ней столько информации, чтобы было достаточно для написания достоверного рассказа.

@темы: [Упражнения]

16:39 

Двадцать правил для писания детективных романов

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Двадцать правил для писания детективных романов. Создал американский писатель С. С. Ван Дайн в 1928 году.

Детективный роман — это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам — пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый. и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно.

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману — все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем — с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

читать дальше

@темы: [Методы], [Основы], [Полезные мелочи]

16:38 

10 заповедей детективного романа

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Десять заповедей детективистики — сформировал английский писатель и переводчик Рональд Арбутнот Нокс под влиянием внушительной переписки с Агатой Кристи. Опубликованы в 1929 году. «Заповеди» соблюдаются подавляющем большинством авторов и поныне.

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
Таинственный незнакомец, который явился неизвестно откуда, например сошел, как это часто бывает, с борта корабля, и о существовании которого читатель никак бы не мог догадаться с самого начала, портит все дело. Вторую половину этой заповеди труднее сформулировать в точных выражениях, особенно в свете некоторых замечательных находок Агаты Кристи. Пожалуй, вернее будет сказать так: автор не должен допускать при изображении персонажа, который окажется преступником, даже намека на мистификацию читателя. Как пример исключения из этого правила можно привести рассказ Мориса Леблана "Арест Арсена Люпэна".

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
Разгадать детективную тайну при помощи подобных средств — это все равно что выиграть гребную гонку на реке с помощью спрятанного мотора. И в этой связи я позволю себе высказать мнение, что рассказам Честертона об отце Брауне присущ один общий недостаток. Автор почти всегда пытается направить читателя по ложному следу, внушая ему мысль, что преступление, должно быть, совершено каким-то магическим способом, но мы-то знаем, что он неизменно верен правилам честной игры и никогда не опустится до подобной разгадки. Поэтому, хотя нам редко удается угадать настоящего преступника, мы обычно лишены возможности пощекотать себе нервы, подозревая не того, кто совершил преступление.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
Я бы добавил к этому, что автору вообще не следует вводить в повествование потайную дверь, если только действие не происходит в таком доме, в каком можно предположить существование подобных вещей. Когда мне случилось прибегнуть в одной книжке к тайному ходу, я позаботился о том, чтобы заранее сообщить читателю, что дом принадлежал католикам в эпоху гонений на них. Потайной ход в «Загадке Редхауза» Милна вряд ли отвечает правилам честной игры: если бы в доме современной постройки был сделан потайной ход — невероятно дорогое, между прочим, удовольствие, — об этом наверняка знала бы вся округа.

читать дальше

@темы: [Основы], [Методы], [Полезные мелочи]

18:10 

Винегрет для начинающих

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Автор: Алексей Корепанов

«Очень важна в литературном произведении первая фраза», — говорил нам на семинаре молодых писателей-фантастов в Дубултах (а было это лет 15 назад) родоначальник советской «космической оперы» Сергей Снегов. Долго я думал над первой фразой этих заметок — и решил начать именно с нее. А дальше должно уже само пойти-покатиться...

Но спешу оговориться: никакое это не литературное произведение, а именно заметки, не весьма систематизированные, винегрет, сварганенный как из собственных, так и позаимствованных мыслей; возможно, кому-то из начинающих писателей-фантастов он действительно будет хоть чем-то полезен. Все-таки уже одиннадцатый год имею возможность знакомиться с рукописями начинающих авторов. По собственным прикидкам, прочитал их тыщ пять, не меньше. Так что о чем-то судить, наверное, могу.

Однако, пора и закругляться с вступительной частью — уж больно затянулась. Вот, кстати, и первый совет-пожелание: не усыпляйте читателя занудными длиннющими вступлениями. Лучше сразу — быка за рога! Начните с интересного эпизода, подденьте читателя на крючок, зацепите его внимание — а уж потом, по ходу повествования, растолковывайте, что к чему, и зачем, собственно, герой мочил из бластера этих зеленых чудиков...

Такой вот совет... нет, все-таки, не совет (как пишет один небезызвестный московский фантаст: «Вздумал, скотина, учить писать. Да мы сами умеем исчо лучше!!!») — я просто высказываю свое мнение, а уж дело начинающего автора — прислушаться к этому мнению или нет.

Неплохо бы, по-моему (и не только по-моему!), прежде чем приступать к работе над текстом, определиться, ЧТО вы, собственно, хотите сказать своим произведением. Зачем пишете? Чтобы поставить проблему? Указать путь ее решения? Привлечь внимание к чему-то, о чем-то предупредить? Просто развлечь?

читать дальше

@темы: [Методы], [Основы]

03:51 

Как создать героя

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Правила Василия Купцова

1. Имя основное (Иван Анатальевич Грязнов)

Следующие пункты — это видоизменение имени в тексте. Не забывайте, мы — русские авторы, это англичанину можно по всему тексту именовать персонажа одним именем Фродо, ну, иногда еще мистером Беггинсом или хоббитом. Хороший русскоязычный писатель просто обязан пустить в дело все возможности родного языка, ну, хоть в деле касающегося вариации имен. Итак, Иван...

2. Варианты имени в тексте от автора (Иван, Ваня, Ивашка)

3. Варианты не-именного обозначения (подросток, тетенька, здоровячок, крепыш), по профессии.

читать дальше

@темы: [Методы]

[Рабочая тетрадь]

главная