Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:58 

Хиллари Реттиг. "Писать профессионально". Часть 1.

*Fifi*
Veroca
16.12.2015 в 22:02
Пишет *Fifi*:

Хиллари Реттиг-1


Мини-конспект из книги Хиллари Реттиг "Писать профессионально".

Пишет автор про ситуацию, когда хочется писать, есть идея, но невозможно заставить себя сесть за стол и открыть Ворд. Потому что пугают объемы предстоящей работы, нет особого таланта-опыта, или есть страх написать хуйню вместо шедевра.
Автор дает вполне симпатичные, логичные и просты советы о том, "как писать". Что особо хорошо, советы нейтральны. Речь не только о написании ВеликогоРомана, но соотносимо с публицистикой, научными текстами, дипломами, да хоть составлением инструкции к холодильнику. Правда, перевалив за середину, она все же начинает разливать воду.

1. В начале книги много внимания уделяется понятиям нездорового Перфекционизма и Прокрастинации в контексте писательства любых объемных текстов. Если ОЧЕНЬ кратко пересказать по тезисам, то:
1.1. Не заставляйте себя писать насильно потому что "надо, и ты себе обещалъ", не равняйтесь на чужие примеры супер-продуктивности и интенсивности работы.
1.2. Не обвиняйте себя в лени и инфантильности: "ты опять не писал сегодня, хотя и обещал себя!/Как можно быть таким ленивым?.."/ Вместо 3 часов работал над текстом от силы полчаса - позор! Такими темпами закончишь этот фанфичек в 70 лет!" Обвинения вызывают защитную реакцию ==> сам факт написания чего-либо сразу ассоциируется с неприятными ощущениями и чувством вины ==> вообще не хочется открывать Ворд, потому что ведь опять не сделаешь Идеально, как это мечтается.
1.3. Не ставьте себе красивых, но нереальных в нашем жестоком мире писательских целей. Особенно если вы не писали ничего существенного с тех пор, как в школе получили 4 за "встречу князя Андрея с дубом". Нереально, это: обещание самому себе писать по не менее чем 4 часа в день (если только вы не скучающая домохозяйка с горничной, няней и кухаркой); сразу набело, без этих презренных черновиков и неудачных вариантов; со штилем и остроумием, которому позавидовал бы Оскар Уайльд и т.д.
Причина: каждое отклонение от подобного прекрасного плана (а они обязательно будут) повергает пишущего в печаль, упреки и обвинения самого себя.

2. Трезво оцените, пересчитайте и подумайте как минимализировать обстоятельства, которые _объективно_ мешают вам писать. Например:
- нет возможности уединиться, и вы вынуждены писать в комнате, где одновременно разговаривают по телефону, орут и бегают дети, смотрят ТВ бабушки и т.д.
- для работы требуются определенные условия или ресурсы, к которым у вас доступ крайне нерегулярно или в неудобное время. Например нужен софт, который установлен только на одном из домашних компов, а этот комп большую часть времени занимает другой член семьи.
- у вас тупо неудобное кресло, шатающийся и захламленный стол, сквозняк от окна, и еще кто-то постоянно утаскивает ваши маркеры и ручки. А еще глючит комп.
- вы больны или плохо себя чувствуете. Вас гложет какая-то серьезная пореаловая проблема, не дающая сосредоточиться ни на чем другом.
- в помещении слишком холодно или слишком душно.
Набор подобных помех у каждого индивидуальный. И автор советует эти проблемы сознательно выявить, решить. Или хотя бы минимализировать их. Например, если решительно невозможно писать дома - приходи на 1,5 часа раньше в офис. Пиши в библиотечном читальном зале и т.д.
Но не стоит ударяться в другую крайность и заявлять, что вы не можете написать великий роман, потому что у вас нет стометрового кабинета с видом на море, макбука и кофеварки определенных моделей и т.д. Ну вы поняли.

3. Автор настоятельно советует каждый день писать по 5-10 минут. По таймеру. Никаких обещаний себе с сегодняшней ночи/с понедельника/ с Нового года писать по 4 часа в день! Это дорога к пункту 1.2 - объективно недостижимые (по крайней мере в начале) цели, в свою очередь ведущие к чувств разочарования, вины и ненависти к собственному тексту.
3.1. Каждый день писать по 5-10 минут. Постепенно, очень постепенно, увеличивая этот интервал. Если стало трудно - возвращайтесь к более короткому, но ежедневному интервалу работы. Это в 100 раз перспективнее, чем раз в две недели, со стонами и упреками в лени, лихорадочно писать 2 часа. И встать из-за стола разочарованным и еще более недовольным собой. Идея про таймер и 5 минут сама по себе ни разу не нова, но автор ее еще раз обосновывает.
3.2 Не забывайте каждый раз поощрить себя чем-нибудь приятным за эти регулярные 5-10 минут работы. Таким образом писанина будет по умолчанию ассоциироваться с чем-то непродолжительным, не слишком трудозатратным, не страшным и обещающим в конце некую плюшку.
3.3. Разграничивайте процессы сбора матчасти (чтение первоисточника, изучения картинок и карт), обдумывания дальнейшего сюжета и собственно писанины. А отведенные 5-10 минут вы именно пишете, а не гуглите, как звали тетушку вашего персонажа и не рисуете тайм-лайн.
3.4. По возможности пишите на компе с отключенным интернетом. Берите в этом пример с Джорджа Мартина )))

4. Никогда, никогда не равняйтесь даже в шутку на Великих Писателей. Или на воооон того райтера из вашего фэндома, который без видимых усилий выдает по миди в неделю. У всех разные обстоятельства, разный жизненный и писательский опыт, разные условия работы. Подобные сравнения ВСЕГДА не в вашу пользу. Они вас ни разу не мотивируют, а только ведут к тяжелому приступу самокритики, саможалости, разочарованию и прочим нехорошим эмоциям. Которые в итоге только отвращают вас от желания писать. Мол, все равно я никогда не напишу как Чехов/Дж.Роулинг/Дж.Мартин/нужное вставить. Лекарство: см. пункт 3.1.

5. Вы не обязаны писать строго в хронологическом порядке. Сначала вступление, потом глава 1, глава 2, глава 3... Если сегодня пришло настроение написать сценку из 5 главы, почему бы нет?! Главное - написать, и писать с радостью! А редактировать и шлифовать стыки отрывков будете потом.

6. Не отбрасывайте возможность найти наставника в писательстве. Мол, найдите автора, который пишет так, как вам хочется писать, и просите его советов. ИМХО, в российских реалиях не слишком привычная и не слишком жизнеспособная практика, т.к. в контексте, судя по всему, речь о неких еженедельных оффлайн-встречах местных Толстых и Толкиеных.

7. Про бета-ридеров. Автор такую практику одобряет. При условии, что бета обещает на разглашать содержание прочитанного. И вообще бета должна быть объективным, но доброжелательным критиком. А не суровым раздраженным ревизором, который только запугает или обидит автора.

8. Глава про тайм-менеджмент. Ничего принципиально нового. Только совет не пытаться впихнуть в 24 часа все 48. Напротив, разумное перераспределение ресурса так, чтобы важным целям было уделено больше внимания и времени, чем целям второстепенным или вообще случайным. И не забывать переключаться и отдыхать от проблем.

9. Про интернет. Автор - сама активный юзер. Замечания о том, что в интернете очень трудно разграничить личное и профессиональное. Эти рамки очень зыбкие. Это в реале мы легко меняете амплуа и тон в зависимости от окружения: с родителями, партнерами, близкими друзьями, докучливыми дальними родственниками, коллегами, сферой обслуживания, госинстанциями и т.д.
Мол, для продвижения своей нетленки в наше время очень важно заранее создать себе хоть небольшую, но преданную аудиторию именно в сети. И очень сложно заранее предугадать, что о чем-то, может быть, вообще не надо было говорить на просторах сети. Все сказанное может быть использовано против вас.
Я в этом плане сразу с некоторым уважением вспоминаю интстаграммы и твиттеры звезд. Как они балансируют на грани образов своего-в-доску парня, няшечки, постящей котиков и рецепты печенья. Но при этом вроде как ничего особо личного не пишут. Или пишут в другом месте, когда "не на работе".

Продолжение следует.

URL записи



Окончание:

10. Черновики. Автор уделяет этой теме очень много внимания. Пишите много черновиков. Да, кто-то умеет писать сразу набело. Но если не выходит, это тоже нормально. Лучше иметь 15-20 сырых набросков, чем вообще ни одного написанного _идеально_ отрывка. К черновикам нельзя применять завышенные требования. Пусть они будут рваные, нелогичные, с нарушенной хронологией и фактическими ошибками (матчасть проверите позже). Можно и поток сознания. Редактурой будете заниматься потом.
Кстати, этот совет я встречаю не только у этого автора. Например, ежегодный флэшмоб НаНоВриМо как раз и зиждется на идее написать 50 000+ слов за месяц БЕЗ редактирования написанного. Главное – объем. А править, резать, развивать намеченную тему – уже после.

11. Как опубликоваться = получить за нетленку денег. Глава спорная и неоднозначная. Скорее всего вообще нежизнеспособная в отечественных реалиях.
Автор советует делать ставку на самиздат. За свой счет напечатать 1000 экземпляров и продавать либо напрямую, либо через выставки, библиотеки, встречи с читателями и т.д. Отдельный акцент на прямых продажах электронных версия через Amazon.com.

12. Отчасти вытекает из предыдущего. Тоже слишком сложный и неоднозначный вопрос, чтобы разобрать его на нескольких страницах. Советуют завести отдельный блог, сайт, новостную рассылку и прочие заигрывания с потенциальными читателями. См. так же пункт 9, про разграничивание личного блога и публично-коммерческого. Чтобы к моменту выхода книги (официально или любым самиздатом) уже была готовая подогретая читательская аудитория, жаждущая купить и прочесть вашу книгу.
Акунин, кажется, так и делает – привлекает в свой ЖЖ читателей небольшими интересными статейками, викторинами, опросами, публикует микроскопические, но интригующие отрывки из книг. А там уж кто-нибудь и раскачается купить, а не скачать.
«Макс Фрай» тоже так делал, пока не спалился на жадности, предложив ПЧ платить абонентскую плату за само право чтения его бложегга. Но это было пару лет назад, возможно сейчас ситуация изменилась, не слежу.

13. Напоследок глава про аспирантов и преподавателей. Обсуждаются проблемы достаточной/недостаточной кураторской поддержки в научных кругах.

Общее резюме книги:
Автор начала бодро и многообещающе, с хорошо обоснованных практических советов. Но уже на середине стала скатываться в абстрактные материи.

Понравившиеся моменты:
1) совет писать много, регулярно, на первых порах категорически не заостряя внимание на качестве. У Джулии Кэмерон в "Право писать" та же идея. Сужу по себе - совет дельный. Со временем нужный ритм и стиль появится сам собой, главное практика и куча черновиков, а не пустой лист и прекрасная идея в голове.

2) Совет обеспечить себе комфортное рабочее место (вдохновившись, даже купил себе новое компьютерное кресло))). Найти подходящее время, когда вокруг как можно меньше отвлекающих факторов (например когда домашние уже/еще спят или их нет дома). По возможности на время работы отключать интернет.

UPD 3) Еще забыл сказать, что весьма разумным и универсальным для любой страны показалось мнение Хиллари про Интернет. О том, что в наше время 80% раскрутки книги так или иначе происходит в Интернете. И дальше этот % будет только расти. Издательства любят авторов с популярными блогами или сайтами, что дает + к кол-ву потенциальных покупателей.
запись создана: 16.12.2015 в 22:17

@темы: [Методы], [Цитаты]

Комментарии
2015-12-16 в 22:43 

TokaOka
Нас двое
Спасибо)

2015-12-17 в 07:36 

mister Frank
спасибо!

2015-12-17 в 13:16 

Alix
Аликс, это моск. Моск, это Аликс. Унесите моск.
Ох уж эти "каждый день писать по 5-10 минут. По таймеру." (по таймеру, Карл!) Автор ещё и "настоятельно советует". От таких настоятельных советов больше вреда, чем пользы. Ритм письма - сугубо индивидуальная особенность, ну нельзя её вот так навязывать авторам, тем более неопытным и неуверенным в своих силах (на кого и рассчитаны такие пособия). Куда полезнее были бы советы, как искать и вырабатывать собственный ритм, будь то 5-10 минут по таймеру или по 4 часа раз в месяц. А так человек начитается, попытается так писать, у него ни черта не выйдет (потому что он автор не с коротким, а со средним или длинным "дыханием"), и это только фрустрирует его ещё сильнее.

2015-12-17 в 13:46 

*Fifi*
Veroca
TokaOka, mister Frank, пожалуйста )

Alix, ну, если человек не способен сосредоточиться и писать хотя бы по 5-10 минут в день, откуда взяться собственному стилю и ритму, которые нарабатываются только практикой, пробой и ошибками?

2015-12-17 в 13:58 

Alix
Аликс, это моск. Моск, это Аликс. Унесите моск.
*Fifi*, писать по 5-10 минут КАЖДЫЙ день - это далеко не единственный способ наработки стиля. Я, к примеру, никогда в жизни не писала каждый день, физически так не смогу. Но для меня не проблема написать 40-50 тысяч знаков за день раз в неделю. Вообще, единственное однозначное правило по наработке стиля и ритма - это писать много. Не в день, а вообще по жизни - практиковать письмо как таковое. У кого-то это "много" достигается такими вот супер-короткими ежедневными забегами, у кого-то - более редкими, но и более длительными подходами. А у кого-то редкими и короткими подходами (и они тоже могут быть эффективны). Очень многие авторы склонны расписываться в процессе, то есть первые 5-10-20 или больше минут уходят на старт, раскачку, и это самые трудные и "тугие" минуты. Первые абзацы часто даются тяжелее всего, зато следующие пять страниц идут влёт, именно благодаря раскачке во время первой страницы. Но если человек будет писать 5 минут по таймеру каждый день и довольствоваться этим, он даже не узнает о принципе раскачки.Он будет думать, что вот так туго, как у него идут эти 5 минут - так будут идти и следующие 50. И неудивительно, что по звонку таймера он вздыхает с облегчением и откладывает текст до завтра. И это только один пример. Манера писать, с точки зрения организации, соотношения времязатрат и количества написанного - это очень разнообразная штука. А тут берётся один-единственный вариант и преподносится как универсальный.

2015-12-17 в 14:08 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Я согласна с Alix. У меня процесс раскачки идет довольно медленно и тяжело, зато потом могу сразу много выдать, как попрет. Иногда легче всего идет короткий ритм: 15 минут работы, 5 минут отвлечения. А ведь почти все пособия по ТМ втолковывают, что самый оптимальный ритм 45/15. Я обычно при написании статей на тему "как надо", потом обязательно добавляю, что вот вам мой пример, который подходит для меня, а для себя вы найдите свое собственное, что подойдет вам.

Но, *Fifi*, вы, пожалуйста, продолжайте публикации. Это очень хорошее начинание.

2015-12-17 в 14:13 

*Fifi*
Veroca
Alix, можете следовать собственной методике письма, кто вам мешает?

2015-12-17 в 14:14 

Alix
Аликс, это моск. Моск, это Аликс. Унесите моск.
Jean Sugui,
А ведь почти все пособия по ТМ втолковывают, что самый оптимальный ритм 45/15.

ИМХО, они слегка путают с эргономикой работы за компом: 45 минут работаем, 15 отдыхаем. Но когда прёт, не до эргономики. Если меня прервать после 45 минут писанины, я могу прибить на месте, потому что вылетаю из текста и потом фиг уже в него вернуть в этот день.

А вообще, в принципе писательские пособия - штука очень хорошая, и вот в этом посте тоже есть дельные моменты. Но про 5 минут каждый день по таймеру просто вынесло, уж простите. :))

2015-12-17 в 14:18 

*Fifi*
Veroca
Jean Sugui, лично у меня выходит так: труднее всего уговорит себя вообще открыть Ворд. И говоришь себе: "Ладно, это только на 5 минут. Ничего страшного, зато выполню минимальную дневную норму и буду спать спокойно."
В итоге эти 5 минут могут совершенно незаметно превратиться в 2 часа очень продуктивной работы и множество идей. А если нет - то хотя бы эти 5 минут и сотня слов - тоже на дороге не валяются.

2015-12-17 в 14:26 

Alix
Аликс, это моск. Моск, это Аликс. Унесите моск.
*Fifi*, мне никто не мешает. И свою методику я не преподношу как панацею. В отличие от Хиллари Реттинг.

2015-12-17 в 14:31 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
*Fifi*, ооо, знаю такой способ) Я на многие вещи так себя уговариваю) Крошечными шагами с фиксацией сознания только на текущем. И всегда прокатывает, что удивительно.

Alix, Но когда прёт, не до эргономики.
ППКС) А вообще же, ИМХО, человек должен опираться на собственные мозговые ритмы. Ловить поток, если можно так выразиться, чтобы получить максимальную отдачу.

2015-12-17 в 15:17 

Alix
Аликс, это моск. Моск, это Аликс. Унесите моск.
Jean Sugui
А вообще же, ИМХО, человек должен опираться на собственные мозговые ритмы

О, да, это очень точно подмечено.

2015-12-21 в 14:03 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
*Fifi*, вот бы почитать) жаль, что платная раздача.

2015-12-21 в 14:05 

*Fifi*
Veroca
Иов, *шепотом* сайт на букву Ф. спасет мир )

2015-12-21 в 14:13 

Jean Sugui
Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
*Fifi*, фикбук? о_О )))

2015-12-21 в 14:14 

Veroca
Jean Sugui, Флибуста )

2015-12-21 в 16:17 

~Horseman~
Everything you do with the horse is a dance. (c) B.B.
*Fifi*, спасибо)

2015-12-21 в 22:30 

ZANUDA999
Скромный монах Ордена Пресветлого Шерлока/ Чипсы с джемом - вынь да положь!
Насчет самиздата, то это вполне жизнеспособный вариант в российских реалиях, однако не всем он подходит. К примеру, у меня нет таких денег, даже на пятьдесят экземпляров. И тем не менее, на курсах издательского мастерства, которые я посещаю, рекомендуют практикующим самиздат именно продавать либо напрямую, либо через выставки, библиотеки, встречи с читателями и т.д. На одной из лекций присутствовал писатель, одно время объездивший всю область. Вообще, самиздат работает по принципу "волка ноги кормят"

2015-12-23 в 15:47 

*Fifi*
Veroca
ZANUDA999, Вообще, самиздат работает по принципу "волка ноги кормят"

Это да. Например у нас в электричках стали часто продавать в вагонах брошюрки краеведческого характера. Мол, что интересного/исторического есть в каждом населенном пункте на участке от Финбана до Выборга, например. Продает автор. Да, плохенькая бумага и иллюстрации как ксерокопии. Но народ покупает охотно. Но это специфическая ниша.

2015-12-23 в 22:28 

ZANUDA999
Скромный монах Ордена Пресветлого Шерлока/ Чипсы с джемом - вынь да положь!
*Fifi* Да, самиздат, преимущественно, для местных авторов, которые пишут в разных жанрах о своём крае.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

[Рабочая тетрадь]

главная