16.12.2015 в 22:02Пишет *Fifi*:
Хиллари Реттиг-1
Мини-конспект из книги Хиллари Реттиг "Писать профессионально".
читать дальшеПишет автор про ситуацию, когда хочется писать, есть идея, но невозможно заставить себя сесть за стол и открыть Ворд. Потому что пугают объемы предстоящей работы, нет особого таланта-опыта, или есть страх написать хуйню вместо шедевра.
Автор дает вполне симпатичные, логичные и просты советы о том, "как писать". Что особо хорошо, советы нейтральны. Речь не только о написании ВеликогоРомана, но соотносимо с публицистикой, научными текстами, дипломами, да хоть составлением инструкции к холодильнику. Правда, перевалив за середину, она все же начинает разливать воду.
1. В начале книги много внимания уделяется понятиям нездорового Перфекционизма и Прокрастинации в контексте писательства любых объемных текстов. Если ОЧЕНЬ кратко пересказать по тезисам, то:
1.1. Не заставляйте себя писать насильно потому что "надо, и ты себе обещалъ", не равняйтесь на чужие примеры супер-продуктивности и интенсивности работы.
1.2. Не обвиняйте себя в лени и инфантильности: "ты опять не писал сегодня, хотя и обещал себя!/Как можно быть таким ленивым?.."/ Вместо 3 часов работал над текстом от силы полчаса - позор! Такими темпами закончишь этот фанфичек в 70 лет!" Обвинения вызывают защитную реакцию ==> сам факт написания чего-либо сразу ассоциируется с неприятными ощущениями и чувством вины ==> вообще не хочется открывать Ворд, потому что ведь опять не сделаешь Идеально, как это мечтается.
1.3. Не ставьте себе красивых, но нереальных в нашем жестоком мире писательских целей. Особенно если вы не писали ничего существенного с тех пор, как в школе получили 4 за "встречу князя Андрея с дубом". Нереально, это: обещание самому себе писать по не менее чем 4 часа в день (если только вы не скучающая домохозяйка с горничной, няней и кухаркой); сразу набело, без этих презренных черновиков и неудачных вариантов; со штилем и остроумием, которому позавидовал бы Оскар Уайльд и т.д.
Причина: каждое отклонение от подобного прекрасного плана (а они обязательно будут) повергает пишущего в печаль, упреки и обвинения самого себя.
2. Трезво оцените, пересчитайте и подумайте как минимализировать обстоятельства, которые _объективно_ мешают вам писать. Например:
- нет возможности уединиться, и вы вынуждены писать в комнате, где одновременно разговаривают по телефону, орут и бегают дети, смотрят ТВ бабушки и т.д.
- для работы требуются определенные условия или ресурсы, к которым у вас доступ крайне нерегулярно или в неудобное время. Например нужен софт, который установлен только на одном из домашних компов, а этот комп большую часть времени занимает другой член семьи.
- у вас тупо неудобное кресло, шатающийся и захламленный стол, сквозняк от окна, и еще кто-то постоянно утаскивает ваши маркеры и ручки. А еще глючит комп.
- вы больны или плохо себя чувствуете. Вас гложет какая-то серьезная пореаловая проблема, не дающая сосредоточиться ни на чем другом.
- в помещении слишком холодно или слишком душно.
Набор подобных помех у каждого индивидуальный. И автор советует эти проблемы сознательно выявить, решить. Или хотя бы минимализировать их. Например, если решительно невозможно писать дома - приходи на 1,5 часа раньше в офис. Пиши в библиотечном читальном зале и т.д.
Но не стоит ударяться в другую крайность и заявлять, что вы не можете написать великий роман, потому что у вас нет стометрового кабинета с видом на море, макбука и кофеварки определенных моделей и т.д. Ну вы поняли.
3. Автор настоятельно советует каждый день писать по 5-10 минут. По таймеру. Никаких обещаний себе с сегодняшней ночи/с понедельника/ с Нового года писать по 4 часа в день! Это дорога к пункту 1.2 - объективно недостижимые (по крайней мере в начале) цели, в свою очередь ведущие к чувств разочарования, вины и ненависти к собственному тексту.
3.1. Каждый день писать по 5-10 минут. Постепенно, очень постепенно, увеличивая этот интервал. Если стало трудно - возвращайтесь к более короткому, но ежедневному интервалу работы. Это в 100 раз перспективнее, чем раз в две недели, со стонами и упреками в лени, лихорадочно писать 2 часа. И встать из-за стола разочарованным и еще более недовольным собой. Идея про таймер и 5 минут сама по себе ни разу не нова, но автор ее еще раз обосновывает.
3.2 Не забывайте каждый раз поощрить себя чем-нибудь приятным за эти регулярные 5-10 минут работы. Таким образом писанина будет по умолчанию ассоциироваться с чем-то непродолжительным, не слишком трудозатратным, не страшным и обещающим в конце некую плюшку.
3.3. Разграничивайте процессы сбора матчасти (чтение первоисточника, изучения картинок и карт), обдумывания дальнейшего сюжета и собственно писанины. А отведенные 5-10 минут вы именно пишете, а не гуглите, как звали тетушку вашего персонажа и не рисуете тайм-лайн.
3.4. По возможности пишите на компе с отключенным интернетом. Берите в этом пример с Джорджа Мартина )))
4. Никогда, никогда не равняйтесь даже в шутку на Великих Писателей. Или на воооон того райтера из вашего фэндома, который без видимых усилий выдает по миди в неделю. У всех разные обстоятельства, разный жизненный и писательский опыт, разные условия работы. Подобные сравнения ВСЕГДА не в вашу пользу. Они вас ни разу не мотивируют, а только ведут к тяжелому приступу самокритики, саможалости, разочарованию и прочим нехорошим эмоциям. Которые в итоге только отвращают вас от желания писать. Мол, все равно я никогда не напишу как Чехов/Дж.Роулинг/Дж.Мартин/нужное вставить. Лекарство: см. пункт 3.1.
5. Вы не обязаны писать строго в хронологическом порядке. Сначала вступление, потом глава 1, глава 2, глава 3... Если сегодня пришло настроение написать сценку из 5 главы, почему бы нет?! Главное - написать, и писать с радостью! А редактировать и шлифовать стыки отрывков будете потом.
6. Не отбрасывайте возможность найти наставника в писательстве. Мол, найдите автора, который пишет так, как вам хочется писать, и просите его советов. ИМХО, в российских реалиях не слишком привычная и не слишком жизнеспособная практика, т.к. в контексте, судя по всему, речь о неких еженедельных оффлайн-встречах местных Толстых и Толкиеных.
7. Про бета-ридеров. Автор такую практику одобряет. При условии, что бета обещает на разглашать содержание прочитанного. И вообще бета должна быть объективным, но доброжелательным критиком. А не суровым раздраженным ревизором, который только запугает или обидит автора.
8. Глава про тайм-менеджмент. Ничего принципиально нового. Только совет не пытаться впихнуть в 24 часа все 48. Напротив, разумное перераспределение ресурса так, чтобы важным целям было уделено больше внимания и времени, чем целям второстепенным или вообще случайным. И не забывать переключаться и отдыхать от проблем.
9. Про интернет. Автор - сама активный юзер. Замечания о том, что в интернете очень трудно разграничить личное и профессиональное. Эти рамки очень зыбкие. Это в реале мы легко меняете амплуа и тон в зависимости от окружения: с родителями, партнерами, близкими друзьями, докучливыми дальними родственниками, коллегами, сферой обслуживания, госинстанциями и т.д.
Мол, для продвижения своей нетленки в наше время очень важно заранее создать себе хоть небольшую, но преданную аудиторию именно в сети. И очень сложно заранее предугадать, что о чем-то, может быть, вообще не надо было говорить на просторах сети. Все сказанное может быть использовано против вас.
Я в этом плане сразу с некоторым уважением вспоминаю интстаграммы и твиттеры звезд. Как они балансируют на грани образов своего-в-доску парня, няшечки, постящей котиков и рецепты печенья. Но при этом вроде как ничего особо личного не пишут. Или пишут в другом месте, когда "не на работе".
Продолжение следует.
URL записи
Окончание:
читать дальше10. Черновики. Автор уделяет этой теме очень много внимания. Пишите много черновиков. Да, кто-то умеет писать сразу набело. Но если не выходит, это тоже нормально. Лучше иметь 15-20 сырых набросков, чем вообще ни одного написанного _идеально_ отрывка. К черновикам нельзя применять завышенные требования. Пусть они будут рваные, нелогичные, с нарушенной хронологией и фактическими ошибками (матчасть проверите позже). Можно и поток сознания. Редактурой будете заниматься потом.
Кстати, этот совет я встречаю не только у этого автора. Например, ежегодный флэшмоб НаНоВриМо как раз и зиждется на идее написать 50 000+ слов за месяц БЕЗ редактирования написанного. Главное – объем. А править, резать, развивать намеченную тему – уже после.
11. Как опубликоваться = получить за нетленку денег. Глава спорная и неоднозначная. Скорее всего вообще нежизнеспособная в отечественных реалиях.
Автор советует делать ставку на самиздат. За свой счет напечатать 1000 экземпляров и продавать либо напрямую, либо через выставки, библиотеки, встречи с читателями и т.д. Отдельный акцент на прямых продажах электронных версия через Amazon.com.
12. Отчасти вытекает из предыдущего. Тоже слишком сложный и неоднозначный вопрос, чтобы разобрать его на нескольких страницах. Советуют завести отдельный блог, сайт, новостную рассылку и прочие заигрывания с потенциальными читателями. См. так же пункт 9, про разграничивание личного блога и публично-коммерческого. Чтобы к моменту выхода книги (официально или любым самиздатом) уже была готовая подогретая читательская аудитория, жаждущая купить и прочесть вашу книгу.
Акунин, кажется, так и делает – привлекает в свой ЖЖ читателей небольшими интересными статейками, викторинами, опросами, публикует микроскопические, но интригующие отрывки из книг. А там уж кто-нибудь и раскачается купить, а не скачать.
«Макс Фрай» тоже так делал, пока не спалился на жадности, предложив ПЧ платить абонентскую плату за само право чтения его бложегга. Но это было пару лет назад, возможно сейчас ситуация изменилась, не слежу.
13. Напоследок глава про аспирантов и преподавателей. Обсуждаются проблемы достаточной/недостаточной кураторской поддержки в научных кругах.
Общее резюме книги:
Автор начала бодро и многообещающе, с хорошо обоснованных практических советов. Но уже на середине стала скатываться в абстрактные материи.
Понравившиеся моменты:
1) совет писать много, регулярно, на первых порах категорически не заостряя внимание на качестве. У Джулии Кэмерон в "Право писать" та же идея. Сужу по себе - совет дельный. Со временем нужный ритм и стиль появится сам собой, главное практика и куча черновиков, а не пустой лист и прекрасная идея в голове.
2) Совет обеспечить себе комфортное рабочее место (вдохновившись, даже купил себе новое компьютерное кресло))). Найти подходящее время, когда вокруг как можно меньше отвлекающих факторов (например когда домашние уже/еще спят или их нет дома). По возможности на время работы отключать интернет.
UPD 3) Еще забыл сказать, что весьма разумным и универсальным для любой страны показалось мнение Хиллари про Интернет. О том, что в наше время 80% раскрутки книги так или иначе происходит в Интернете. И дальше этот % будет только расти. Издательства любят авторов с популярными блогами или сайтами, что дает + к кол-ву потенциальных покупателей.
Хиллари Реттиг. "Писать профессионально". Часть 1.
16.12.2015 в 22:02Пишет *Fifi*:
Хиллари Реттиг-1
Мини-конспект из книги Хиллари Реттиг "Писать профессионально".
читать дальше
Окончание:
читать дальше
Общее резюме книги:
Автор начала бодро и многообещающе, с хорошо обоснованных практических советов. Но уже на середине стала скатываться в абстрактные материи.
Понравившиеся моменты:
1) совет писать много, регулярно, на первых порах категорически не заостряя внимание на качестве. У Джулии Кэмерон в "Право писать" та же идея. Сужу по себе - совет дельный. Со временем нужный ритм и стиль появится сам собой, главное практика и куча черновиков, а не пустой лист и прекрасная идея в голове.
2) Совет обеспечить себе комфортное рабочее место (вдохновившись, даже купил себе новое компьютерное кресло))). Найти подходящее время, когда вокруг как можно меньше отвлекающих факторов (например когда домашние уже/еще спят или их нет дома). По возможности на время работы отключать интернет.
UPD 3) Еще забыл сказать, что весьма разумным и универсальным для любой страны показалось мнение Хиллари про Интернет. О том, что в наше время 80% раскрутки книги так или иначе происходит в Интернете. И дальше этот % будет только расти. Издательства любят авторов с популярными блогами или сайтами, что дает + к кол-ву потенциальных покупателей.
Хиллари Реттиг-1
Мини-конспект из книги Хиллари Реттиг "Писать профессионально".
читать дальше
Окончание:
читать дальше
Общее резюме книги:
Автор начала бодро и многообещающе, с хорошо обоснованных практических советов. Но уже на середине стала скатываться в абстрактные материи.
Понравившиеся моменты:
1) совет писать много, регулярно, на первых порах категорически не заостряя внимание на качестве. У Джулии Кэмерон в "Право писать" та же идея. Сужу по себе - совет дельный. Со временем нужный ритм и стиль появится сам собой, главное практика и куча черновиков, а не пустой лист и прекрасная идея в голове.
2) Совет обеспечить себе комфортное рабочее место (вдохновившись, даже купил себе новое компьютерное кресло))). Найти подходящее время, когда вокруг как можно меньше отвлекающих факторов (например когда домашние уже/еще спят или их нет дома). По возможности на время работы отключать интернет.
UPD 3) Еще забыл сказать, что весьма разумным и универсальным для любой страны показалось мнение Хиллари про Интернет. О том, что в наше время 80% раскрутки книги так или иначе происходит в Интернете. И дальше этот % будет только расти. Издательства любят авторов с популярными блогами или сайтами, что дает + к кол-ву потенциальных покупателей.