понедельник, 24 октября 2011
24.10.2011 в 12:22
Пишет
Ауренга:
По мотивам жюрения РСИИ - 2.Про обсценную лексику.
Мат в художественных текстах... внезапно допустим!

Это просто средство выразительности.
Как и любое другое средство выразительности, его нужно применять к месту, с умом и понимая, зачем вы это делаете и какой эффект хотите создать.
На самом деле всё очень просто и примитивно. По части употребления мата есть, в сущности, единственное правило:
мат в тексте используется только для создания характеров. Поэтому, собираясь использовать мат, вы должны ответить сами себе на следующие вопросы: кто именно матерится? зачем это нужно в тексте именно здесь и именно сейчас?
На практике, как ни странно, с этим возникают проблемы.
читать дальшеМат НЕ используется для того, чтобы показать судьям РСИА читателям, какая вы могучая тётка-матершинница.
Мат НЕ используется для создания атмосферы или характеристики социального слоя. Если у вас собралось пятнадцать гопников в прокуренной комнате и стоит мат-перемат, то нельзя выписывать мат-перемат буквально по репликам, потому что а) моветон, сударыня, б) хуйня ваще.
Хотите в тексте много мата - пишите текст от первого лица. Или введите в него ненужного персонажа типа "Приблудный боцман", пусть выражается цветисто. Ещё бывает "остранённый рассказчик", который сам является персонажем, обладает характером и потому, в принципе, может материться, но создание остранённого рассказчика - такая ёбаная мутота, что вы вряд ли за это возьмётесь.
А если в структуре текста у вас всё традиционно, есть речь прямая и речь авторская, причём автор никоим образом не персонаж...
...то автор, блядь, не матерится! 
Именно потому, что мат - средство создания характера. Как только в авторской речи появляется мат, автор превращается в остранённого рассказчика, а вы не планировали использовать этот приём, вы его не соблюдаете, и потому получается перекос, упячка и неосознанный кетчуп, глупый и неуклюжий.
На примерах.
1. Утром Юджин получил письмо от Алджернона. "Придётся пиздюхать в ебеня", - подумал он, прочтя письмо. Хорошо.
2. Утром Юджин получил письмо от Алджернона и, прочтя его, подумал, что придётся пиздюхать в ебеня. Можно, но плохо.
3. Я знал, что утром Юджин получил письмо от Алджернона и был весьма рассержен его содержанием. Вечером он попиздюхал в ебеня. Мне подумалось, что он никогда не мог отказать Алджернону. Можно, но настоящий остранённый рассказчик у меня всё равно не получился.
4. Утром Юджин получил письмо от Алджернона. Прочтя его, он рассердился. Теперь ему придётся пиздюхать в ебеня. Нельзя. Это говорит не остранённый рассказчик, а автор с позиции "всевидящего".
5. Утром Юджин получил письмо от Алджернона. Прочтя его, он рассердился. Вечером, всё ещё разгневанный, он попиздюхал в ебеня. Нельзя.URL записи
@темы:
[Стилистика текста]