Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Издательство Yam Publishing рассылает приглашение к сотрудничеству сетевым авторам. Мне довелось ознакомиться с выдержками из договора, который они предлагают заключить, и поэтому считаю, что должна предостеречь молодых и амбициозных.

Договор ЯМ предполагает передачу неограниченных по времени исключительных авторских прав на произведение. Взамен обещает некие денежные бонусы в случае, если ваши тексты будут продаваться. А теперь перевод на человеческий: ваше произведение (персонажи, авторские миры и т.д.) являются вашей интеллектуальной собственностью. Передача исключительных авторских прав означает, что свою собственность вы дарите чужому дяде, который дальше волен делать с ней все, что угодно. Вы обязаны снять произведение (или серию произведений, если в них действуют одни и те же персонажи) со всех публичных ресурсов, а так же не имеете права публиковать его в других издательстваъ. Фактически вы целиком утрачиваете контроль над текстами.

Должна оговориться, что я не юрист, просто недавно пришлось изрядно покопаться в авторском праве, и это было самое основное, что я из этих раскопок вынесла. В целом же закон об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ работает крайне слабо и доказать что-то в случае пиратства будет затруднительно. Если здесь есть юристы, пусть меня дополнят или поправят.

@темы: [Ссылки], [Издательство]

Комментарии
21.04.2012 в 05:28

Молчание не всегда знак согласия.
Я подписывала контракты с издателями компьютерных игр. Не поручусь за литературные издательства сейчас, но насколько могу судить это нормальная мировая практика. У вас покупают полную собственность на произведение и на вселенную, в которой разворачивается действие, так что вопрос здесь только в условиях покупки. То, что предлагает издательство ЯМ, это очень невыгодный контракт, который фактически означает приобретение под роялти. Роялти это выплаты с продаж изданных текстов, но тут фишка в том, что если допустим издателю нужны даром права на вселенную или на идею, то он запросто может ничего не вкладывать в продажу авторского оригинального произведения, и автор на нем соответственно никаких роялти не заработает. То есть схема с авторскими правами нормальная, а вот приобретение текстов и прав ТОЛЬКО под роялти (% с продаж) -- это уже НЕ нормально и грабеж. В нормальном контракте должны быть, во-первых, какой-то минимальный авторский гонорар, во-вторых, размер ваших роялти с продаж первого, второго, третьего и так далее тиражей, и в третьих ваш процент с продажи любых произведений, в основу которых ляжет ваша идея, или оговорка, что права приобретены полностью и соответственно выше авторский гонорар. В общем, я бы на таких условиях, как предлагает ЯМ, подписывать контракт ни в коем случае не стала бы, это беспредел.
21.04.2012 в 12:44

маньяк-теоретик
Jean Sugui, из вашего сообщения я вижу только один (но очень важный, бесспорно) подвох в договоре - предполагает передачу неограниченных по времени. Нормальный авторский договор на литературное произведение заключается не бессрочно, а срочно. Обычно (но не всегда) на 5 лет. По истечение срока договора автор может нести свой текст куда угодно опять. Тут же понятно, что автор уже никогда ничего с текстом сделать не сможет.
Но вообще бодание за сроки передачи прав это классика. Издательство всегда будет заинтересовано выкупить права на использование наподольше, а автор отдать напоменьше.

А вот то что текст нужно убрать с сетевых ресурсов - тут не вижу никакого ущемления - могут просить, а могут не просить. Другое дело, что не всегда убрать текст в силах автора. Например, что, отлавливать все перепосты?

Малли, Я подписывала контракты с издателями компьютерных игр. Не поручусь за литературные издательства сейчас, но насколько могу судить это нормальная мировая практика. У вас покупают полную собственность на произведение и на вселенную, в которой разворачивается действие, так что вопрос здесь только в условиях покупки.
Тут вы не совсем правы. Между игростроем и издательством книги в плане оборота авторских прав есть очень большая разница из-за которой в игрострой передача прав бессорочно это нормально, а в издательство - нет.
Когда вы вкладываете текст, картинку или какой-то ещё продукт интеллектуального труда в компьютерную игру оно становится неотъемлемой частью игры. Но как её изъять из готового продукта, если срок авторского договора закончился? И как определить где закончился труд сценариста и начался труд геймдиза? Как, опять-таки, вырезать из интрфейса чью-то авторскую текстуру? Или там квест убрать? Что с игрой после этого станет?
Так вот, поскольку компьютерная игра в итоге продукт интеллектуального труда большой группы людей, замешанный в крутой коктейль из которого потом трудно выделить вклад каждого конкретного участника, не похерив систему в целом, то эти люди сознательно отказываются от части индивидуальных прав на распоряжение продуктом своей деятельности.
А с изданием литературных произведений дело обстоит по-другому. Автор не должен терять прав на текст бессрочно. Если вы согласитесь на бессрочное отчуждение прав - добро пожаловать в клуб литературных рабов. И не удивляйтесь, что потом у вас в тексте персонаж Миша вдруг превратился в персонажа Машу, а Америка в Россию.

приобретение текстов и прав ТОЛЬКО под роялти (% с продаж) -- это уже НЕ нормально и грабеж
Это грабительски, но вполне законно. Нет нормы законодательства, устанавливающей соотношение гонорарной части и роялти. И тонкость тут не в том, что роялти это мало денег, а в том, что издателства могут занижать количество проданных экземпляров. Или написать на книге, что тираж 100 экземпляров, а напечатать 1000. И роялти больше чем за 100 вы точно уже не получите.

В заключение. ИМХО, этот договор рассчитан на тех сетевых авторов, которым хоть как, но кровь с носа хочется издаться и получить за это хоть копеечку. Таких много. Поэтому издательство и диктует невыгодные авторам условия.
Но важно помнить, что даже если издательство говорит вам, что это "наш типовой договор и мы работаем только по нему" - это лажа. Лицензионный договор не обязательно должен быть универсальным для всех авторов издательства. Его можно изменить. Торгуйтесь. Если издательство отказывается что-то менять в условиях, тогда уже шлите лесом.
21.04.2012 в 13:08

Молчание не всегда знак согласия.
Evil Ed, ну я специально подчеркнула, что у меня нет опыта контрактов конкретно с литературными издательствами. Спасибо за информацию, буду знать, что там несколько по-другому.

И тонкость тут не в том, что роялти это мало денег, а в том, что издателства могут занижать количество проданных экземпляров. Или написать на книге, что тираж 100 экземпляров, а напечатать 1000. И роялти больше чем за 100 вы точно уже не получите.

Так это я и имела в виду. Если издатель не выплатил вам авторский гонорар, то у него нет стимула продавать вашу книгу. Законно-то да, формально оно законно. Но приличные издатели таких контрактов не предлагают. Имхо, выгоднее на литрес выложить, чем подписывать такой контракт, как предлагает этот ЯМ.

Ну и в литературе, все-таки, прецеденты полной продажи авторских прав были, насколько я знаю. Это опять же формально законно. Другой вопрос, стоит ли на это соглашаться.
21.04.2012 в 13:54

маньяк-теоретик
Малли, да как бы я тоже не наезжаю, если что (=

Когда издательство не даёт вам гонорар, а даёт только роялти, оно просто стремиться снять с себя часть затрат на книгу. Ведь фактически издатель берёт на себя риски финансовые. То есть оно платит за бумагу, печать, работу редактора и не факт, что книга пойдёт. В таком раскладе это просто делёж рисков - я дам тебе денег, если твоя книга будет продаваться, а если нет - то упс, сам тут попал на бабло. Я бы на это даже не обижался. Да, хочется денег за свой труд, но и издатель, не инфернальная свинья, а просто тоже не хочет остаться у разбитого корыта. А если оно напечатает тираж и он будет годами гнить на складе? А денег на продвижение книг, кстати, ни у кого сейчас нет. Даже такие монстры как АСТ толкают только своих топовых авторов, а книги начинающих выбрасываются на рынок по принципу - выплывет - хорошо, не выплывет - ну и хрен бы с ним. Это как раз реалия экономики. Да, убогая. Но, увы. Как правило даже презентацию своей книги автор устраивает сам, а не издательство. Хотя в этом ничего сложного нет. Договориться с каким-нибудь магазином типа "Нового книжного" (если в Москве) или даже в кафешке.

И кстати, бессрочная передача прав + роялти это меньший риск для автора чем бессрочная передача прав + гонорар. Ибо гонорар фиксированный. Вам могут по договору обещать за каждое переиздание по 5000 рублей. А завтра гиперинфляция и эти 5000 фактически превращаются в 5 копеек. Роялти дают некий процент от цены издательства на книгу и не зависят от инфляции. Так что при долгосрочном сотрудничестве с роялти больше шансов не попасть на деньги.

Были, конечно, и есть примеры полного отчуждения прав. Например все литрабы так работают. Они даже фактически отказываются от права на имя - когда написал текст Вася Пупкин, а напечатали его под именем Дарьи Данцовой (например). Или даже без таких крайностей, тоже бывает. Но невыгодный контракт с издательством на 5 лет можно пережить, а с бессрочным уже ничего не сделаешь. Я бы не соглашался (=
21.04.2012 в 16:23

Молчание не всегда знак согласия.
Я бы не соглашался (=

Ну в общем суть в том, что в ЯМ контракт паршивый. Даже для начинающего. С какой стороны на него не посмотри. :D
27.11.2012 в 13:01

Главный уполномоченный контроля за демонами Эдо
да, впечатляюще. спасибо, что поделились опытом.)))