Когда я умру, то вознесусь прямо на небо, потому что я уже отбыл свое время в Аду.
Издательство Yam Publishing рассылает приглашение к сотрудничеству сетевым авторам. Мне довелось ознакомиться с выдержками из договора, который они предлагают заключить, и поэтому считаю, что должна предостеречь молодых и амбициозных.
Договор ЯМ предполагает передачу неограниченных по времени исключительных авторских прав на произведение. Взамен обещает некие денежные бонусы в случае, если ваши тексты будут продаваться. А теперь перевод на человеческий: ваше произведение (персонажи, авторские миры и т.д.) являются вашей интеллектуальной собственностью. Передача исключительных авторских прав означает, что свою собственность вы дарите чужому дяде, который дальше волен делать с ней все, что угодно. Вы обязаны снять произведение (или серию произведений, если в них действуют одни и те же персонажи) со всех публичных ресурсов, а так же не имеете права публиковать его в других издательстваъ. Фактически вы целиком утрачиваете контроль над текстами.
Должна оговориться, что я не юрист, просто недавно пришлось изрядно покопаться в авторском праве, и это было самое основное, что я из этих раскопок вынесла. В целом же закон об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ работает крайне слабо и доказать что-то в случае пиратства будет затруднительно. Если здесь есть юристы, пусть меня дополнят или поправят.
Договор ЯМ предполагает передачу неограниченных по времени исключительных авторских прав на произведение. Взамен обещает некие денежные бонусы в случае, если ваши тексты будут продаваться. А теперь перевод на человеческий: ваше произведение (персонажи, авторские миры и т.д.) являются вашей интеллектуальной собственностью. Передача исключительных авторских прав означает, что свою собственность вы дарите чужому дяде, который дальше волен делать с ней все, что угодно. Вы обязаны снять произведение (или серию произведений, если в них действуют одни и те же персонажи) со всех публичных ресурсов, а так же не имеете права публиковать его в других издательстваъ. Фактически вы целиком утрачиваете контроль над текстами.
Должна оговориться, что я не юрист, просто недавно пришлось изрядно покопаться в авторском праве, и это было самое основное, что я из этих раскопок вынесла. В целом же закон об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ работает крайне слабо и доказать что-то в случае пиратства будет затруднительно. Если здесь есть юристы, пусть меня дополнят или поправят.
Но вообще бодание за сроки передачи прав это классика. Издательство всегда будет заинтересовано выкупить права на использование наподольше, а автор отдать напоменьше.
А вот то что текст нужно убрать с сетевых ресурсов - тут не вижу никакого ущемления - могут просить, а могут не просить. Другое дело, что не всегда убрать текст в силах автора. Например, что, отлавливать все перепосты?
Малли, Я подписывала контракты с издателями компьютерных игр. Не поручусь за литературные издательства сейчас, но насколько могу судить это нормальная мировая практика. У вас покупают полную собственность на произведение и на вселенную, в которой разворачивается действие, так что вопрос здесь только в условиях покупки.
Тут вы не совсем правы. Между игростроем и издательством книги в плане оборота авторских прав есть очень большая разница из-за которой в игрострой передача прав бессорочно это нормально, а в издательство - нет.
Когда вы вкладываете текст, картинку или какой-то ещё продукт интеллектуального труда в компьютерную игру оно становится неотъемлемой частью игры. Но как её изъять из готового продукта, если срок авторского договора закончился? И как определить где закончился труд сценариста и начался труд геймдиза? Как, опять-таки, вырезать из интрфейса чью-то авторскую текстуру? Или там квест убрать? Что с игрой после этого станет?
Так вот, поскольку компьютерная игра в итоге продукт интеллектуального труда большой группы людей, замешанный в крутой коктейль из которого потом трудно выделить вклад каждого конкретного участника, не похерив систему в целом, то эти люди сознательно отказываются от части индивидуальных прав на распоряжение продуктом своей деятельности.
А с изданием литературных произведений дело обстоит по-другому. Автор не должен терять прав на текст бессрочно. Если вы согласитесь на бессрочное отчуждение прав - добро пожаловать в клуб литературных рабов. И не удивляйтесь, что потом у вас в тексте персонаж Миша вдруг превратился в персонажа Машу, а Америка в Россию.
приобретение текстов и прав ТОЛЬКО под роялти (% с продаж) -- это уже НЕ нормально и грабеж
Это грабительски, но вполне законно. Нет нормы законодательства, устанавливающей соотношение гонорарной части и роялти. И тонкость тут не в том, что роялти это мало денег, а в том, что издателства могут занижать количество проданных экземпляров. Или написать на книге, что тираж 100 экземпляров, а напечатать 1000. И роялти больше чем за 100 вы точно уже не получите.
В заключение. ИМХО, этот договор рассчитан на тех сетевых авторов, которым хоть как, но кровь с носа хочется издаться и получить за это хоть копеечку. Таких много. Поэтому издательство и диктует невыгодные авторам условия.
Но важно помнить, что даже если издательство говорит вам, что это "наш типовой договор и мы работаем только по нему" - это лажа. Лицензионный договор не обязательно должен быть универсальным для всех авторов издательства. Его можно изменить. Торгуйтесь. Если издательство отказывается что-то менять в условиях, тогда уже шлите лесом.
И тонкость тут не в том, что роялти это мало денег, а в том, что издателства могут занижать количество проданных экземпляров. Или написать на книге, что тираж 100 экземпляров, а напечатать 1000. И роялти больше чем за 100 вы точно уже не получите.
Так это я и имела в виду. Если издатель не выплатил вам авторский гонорар, то у него нет стимула продавать вашу книгу. Законно-то да, формально оно законно. Но приличные издатели таких контрактов не предлагают. Имхо, выгоднее на литрес выложить, чем подписывать такой контракт, как предлагает этот ЯМ.
Ну и в литературе, все-таки, прецеденты полной продажи авторских прав были, насколько я знаю. Это опять же формально законно. Другой вопрос, стоит ли на это соглашаться.
Когда издательство не даёт вам гонорар, а даёт только роялти, оно просто стремиться снять с себя часть затрат на книгу. Ведь фактически издатель берёт на себя риски финансовые. То есть оно платит за бумагу, печать, работу редактора и не факт, что книга пойдёт. В таком раскладе это просто делёж рисков - я дам тебе денег, если твоя книга будет продаваться, а если нет - то упс, сам тут попал на бабло. Я бы на это даже не обижался. Да, хочется денег за свой труд, но и издатель, не инфернальная свинья, а просто тоже не хочет остаться у разбитого корыта. А если оно напечатает тираж и он будет годами гнить на складе? А денег на продвижение книг, кстати, ни у кого сейчас нет. Даже такие монстры как АСТ толкают только своих топовых авторов, а книги начинающих выбрасываются на рынок по принципу - выплывет - хорошо, не выплывет - ну и хрен бы с ним. Это как раз реалия экономики. Да, убогая. Но, увы. Как правило даже презентацию своей книги автор устраивает сам, а не издательство. Хотя в этом ничего сложного нет. Договориться с каким-нибудь магазином типа "Нового книжного" (если в Москве) или даже в кафешке.
И кстати, бессрочная передача прав + роялти это меньший риск для автора чем бессрочная передача прав + гонорар. Ибо гонорар фиксированный. Вам могут по договору обещать за каждое переиздание по 5000 рублей. А завтра гиперинфляция и эти 5000 фактически превращаются в 5 копеек. Роялти дают некий процент от цены издательства на книгу и не зависят от инфляции. Так что при долгосрочном сотрудничестве с роялти больше шансов не попасть на деньги.
Были, конечно, и есть примеры полного отчуждения прав. Например все литрабы так работают. Они даже фактически отказываются от права на имя - когда написал текст Вася Пупкин, а напечатали его под именем Дарьи Данцовой (например). Или даже без таких крайностей, тоже бывает. Но невыгодный контракт с издательством на 5 лет можно пережить, а с бессрочным уже ничего не сделаешь. Я бы не соглашался (=
Ну в общем суть в том, что в ЯМ контракт паршивый. Даже для начинающего. С какой стороны на него не посмотри.