Ситуация: пишу большой (самое большое, что я вообще писал в таком жанре ) фанфик по околоисторическому фэндому. Работа идет давно, пишу сильно разрозненными фрагментами. Но сейчас уже собираю все нити воедино, вычитываю, прописываю недостающие связки и т.д.
Проблема: в процессе "сборки" обнаружено, что одни эпизоды подаются от лица Всевидящего Ока (ТМ), другие от лица Главного героя№1, третьи от лица Главного героя№2, четвертые - и вовсе от фокального персонажа-наблюдателя. Иногда скачки происходят прямо в пределах одного и того же эпизода.
Насколько это серьезная проблема? Обязательно ли нужно привести все к единому знаменателю, повествованию от третьего лица? Я вот на вскидку не могу припомнить классических произведений с такой расстановкой. Чтобы на них как-то опереться.
Вариант оставить только двух рассказчиков - главных героев, давая им слово поочередно - не подходит. Не укладывается в концепцию, где иногда важно показать события или дать мнение со стороны третьего лица. Но о реакции на ту или иную ситуацию главгеры у меня наиболее органично повествуют от первого лица.
Проблема: в процессе "сборки" обнаружено, что одни эпизоды подаются от лица Всевидящего Ока (ТМ), другие от лица Главного героя№1, третьи от лица Главного героя№2, четвертые - и вовсе от фокального персонажа-наблюдателя. Иногда скачки происходят прямо в пределах одного и того же эпизода.
Насколько это серьезная проблема? Обязательно ли нужно привести все к единому знаменателю, повествованию от третьего лица? Я вот на вскидку не могу припомнить классических произведений с такой расстановкой. Чтобы на них как-то опереться.
Вариант оставить только двух рассказчиков - главных героев, давая им слово поочередно - не подходит. Не укладывается в концепцию, где иногда важно показать события или дать мнение со стороны третьего лица. Но о реакции на ту или иную ситуацию главгеры у меня наиболее органично повествуют от первого лица.
Вопрос: Как лучше сделать?
1. Оставить все как есть, никто кроме упоротых граммернаци и не заметит этого многоголосия. | 15 | (27.27%) | |
2. Только повествование от третьего лица! Остальное - дурной вкус и вообще попахивает Марти-Стью. | 10 | (18.18%) | |
3. Максимально сократить авторскую речь, акцент на показания самих героев. | 21 | (38.18%) | |
4. Иное | 9 | (16.36%) | |
Всего: | 55 |
Я сама считаю, что в пределах одного эпизода фокальный персонаж должен быть один. Более того - я почему-то всегда интуитивно писала именно так, даже когда не знала, что существует такое понятие - фокальный персонаж. Но при этом и не думаю, что другие варианты так уж недопустимы. У Стивена Кинга (а он не "абы кто") иногда бывают в пределах одного эпизода скачки с одного персонажа на другого. Правда, у него это обычно настолько хорошо вписано, что совсем не режет глаз, я внимание обратила, только когда по-настоящему стала о фокальных персонажах задумываться. У Стивена Кинга не цепляет, у одного нашего автора как-то раз цепануло - у неё всю книгу рассказ шёл от лица девушки, в конце первой части, в одном из эпизодов, автор вдруг резко переключилась на парня, который до этого в тексте фигурировал, но фокальным персонажем ни разу не был. Глаз резануло.
Например, если происходит что-то несусветное, но для главных героев происходящее - норма, будет даже лучше рассказать эпизод от лица офигевающей мимокрокодилящей бабки, чем от кого-то из ГГ. А вот те вещи, о которых знает ГГ - пусть рассказывает ГГ.
Главное - чтобы в любой момент в тексте было понятно, от кого идёт повествование. А это несложно добиться, если перед началом самого действия вставить пару фраз для экспозиции места действия.
Скачки сам люблю, и
многочисленныечитатели утверждают, что у меня они неплохо получаются. Создается динамика и напряжение. То есть, главное - не соблюдение догматических правил, а чтобы читать было интересно. Ну, и чтобы читателю не казалось, что его мозги то туда то сюда выворачивают. Хотя.... есть мастера, которые и крайнюю степень шизофрении подают на тарелочке под соусом. И ведь вкусно же оказывается!Ок, учтем. А если половина эпизода от лица героя, а половина - авторский рассказ? Но видимо, это то же самое - плохо.
Я знаю примем, где основной массив текста - авторский рассказ, с флэшбэками-исповедями отдельных персонажей. Исповеди от первого лица. Но у меня этих исповедей было бы натреть всего объема, так что не выход.
оставить столько повов, сколько есть?
Предположим, я смогу убрать весь авторский текст Всевидящего Ока, распределив его между фокалами. Но ведь фокалы тоже должны подавать свою точку зрения от третьего лица. Или нет?
Это, конечно, смотря как оформить. Флешбек, письмо одного персонажа другому? Очень сильно зависит от того, как написано.
У меня, внезапно, так и выходит основные рассказчики - каноничная пара ГГ. Кое-где - обычное повествование от третьего лица. Но 3-4 эпизода поданы глазами ОЖП, которая наблюдает историю ГГ со стороны с делает собственные выводы, отличающиеся от точек зрений ГГ.
Главное - чтобы в любой момент в тексте было понятно, от кого идёт повествование.
Конечно. Пред началом отрывка от лица ГГ№1, например, я так и пишу: "Повествование ведется от лица имярек". В отрывке, где вещает ГГ№2 - "Повествование ведется от лица имярек2"
Меня тоже очень раздражает, когда большущий текст подан в виде монолога, без хотя бы однострочной диспозиции. И без поллитры фиг разберешься, кто это вещает, это бывает не всегда очевидно, даже если канон знаком. Спасибо, если в последней фразе назовут фокала по имени.
am.lucky, маскировать её фоклами?
"Герой А ещё не знал, что случится, ведь тем самым временем герои Б и С...." - то есть прерывание повествования для того, чтобы рассказать, что делают/делали другие персонажи;
Объяснение, что происходит: законы мироздания, исторические сводки, итд - то есть, то, что героям и так известно, а читателю - нет;
Поясняющие ремарки;
или ещё варианты?
Оу, разнообразие выводов и точек зрения, над которыми может подумать читатель и согласиться с одной их них/отказаться от всех - это прекрасно.
Пред началом отрывка от лица ГГ№1, например, я так и пишу: "Повествование ведется от лица имярек". В отрывке, где вещает ГГ№2 - "Повествование ведется от лица имярек2"
Сарказм или реально так пишете?
И без поллитры фиг разберешься, кто это вещает
Ну, налицо отсутствие экспозиции.
Эээ... 50/50:
а) Когда надо описать события, неизвестные героям. Или происходящие в их отсутствие. Но эти события важны для повествования.
б) Просто повествовательный текст, когда "картинка" лучше смотрится со стороны, чем от первого лица:
1) "Не снимая промокшей шинели, я метался по кабинету. Сам не зная зачем переставлял с места на место мелкие предметы, стараясь при этом не глядеть на сестру, которая все еще была здесь и все еще ждала объяснений. Где-то за окном уже совсем привычно постреливали. Кто бы мог подумать еще год назад, что по столице будут вольготно разгуливать вооруженные дезертиры, что царь колеблется и с каждым днем теряет авторитет, а все мы с наступлением темноты больше не смеем покидать своих дворцов?"
2) "Не находя себе места от беспокойства, он вновь и вновь мерил шагами кабинет. С улицы доносились ставшие уже привычными короткие сухие хлопки - где-то недалеко стреляли. Полы тяжелой от влаги шинели, которую он так и не стал снимать, то и дело цеплялись за легкие плетеные кресла, но он не замечал этого. То вдруг бросался к столу и принимался с глубоким сосредоточением переставлять местами письменные принадлежности и рамки с фотографиями. Чтобы через мгновение метнуться к каминной полке - смахнуть пыль с пары старинных пистолетов, подарка отца. В доме, слава богу, все оставалось по-прежнему, но все прочее переменилось до неузнаваемости. Столица. Газеты. Взгляды людей. Сестра терпеливо ждала, не осмеливаясь первой нарушить молчание."
Сарказм или реально так пишете?
Так и пишу
Оу, разнообразие выводов и точек зрения
Для этого мне и нужны фокалы и порой взаимоисключающие взгляды самих ГГ )
Первый случай: герой должен что-то сказать читателям лично, напрямую, в духе "Дг'узья мои, я выжил тут, в 3045 году нашей эг'ы, чтобы послать вам этот текст на машине вг'емени в пг'ошлое, чтобы вы там..."
Второй случай: герой настолько необычно мыслит, настолько странный, настолько неординарный, настолько псих (нужное подчеркнуть), что только первое лицо даст эффект погружения и позволит насладиться его уникальным восприятием жизни. Пример - маньяк из "Коллекционера" Фаулза. Специфическое, ненормальное мышление можно перевести в мышление фокального персонажа, но нюансы при этом потеряются. А вот когда мышление фокального персонажа переводишь в первое лицо, часто образуется пустота. Потому, кстати, всякие девочки-героини в третьесортной прозе смотрятся так уныло: не хватает им масштаба личности на первое лицо. Да им и на третье лицо этого масштаба тоже не хватает
Третий случай, который лично я не люблю: дневник и письма.
Может, есть еще какие-то случаи, которых я не знаю.
Во всех остальных ситуациях, как мне кажется, третье лицо легко переводится в первое. Правда, при переводе из первого лица в третье персонаж уплощается, а при переводе из третьего лица в первое образуется пустота, которую нужно чем-то заполнить. В любом случае, это не механическая работа по смене местоимений
И еще одно маленькое замечание: если героев, которые говорят от первого лица, больше одного, то тогда у каждого из них должен быть свой голос (свой язык, свой стиль, и так далее). Если герои говорят одним языком - это очень грустно, тогда нужно или стиль кому-то менять, или же переводить обоих в третье лицо.
Если же герои специфичны и голоса у них разные, и при этом вам еще нужно третье лицо для каких-то посторонних наблюдений - оставляйте свою мешанину. Соберете весь текст целиком, потом отложите его на недельку, а то и на месяц, вернетесь спустя какое-то время - и сами посмотрите, как оно вообще со стороны? И решите все Может, вы выясните, что именно в этой мешанине все очарование произведения.
Ticky, Второй случай: герой настолько необычно мыслит, настолько странный, настолько неординарный, настолько псих
Мне сложно взглянуть на своих героев со стороны и оценить это
Третий случай, который лично я не люблю: дневник и письма.
Дневники и письма хорошо работают как флэшбэки, когда надо вернуться к событиям, имевшим место до хронологии рассказа.
Ни в коем случае не как самореклама (у этого редкофэндома свой тесный круг читателей), но для иллюстрации проблемы. Текст, о котором я говорю florelle.diary.ru/p201595692.htm
Раскладка там такая:
1) начало от лица героя №1 (маленький отрывок)
2) потом начинает говорить герой №2 (большой отрывок)
3) Последняя треть (самая важная по нагрузке) от третьего лица, но близко к фокалу героя №2.
Насколько это режет глаз со стилистической точки зрения?