понедельник, 09 ноября 2015
Выдержки из годной мотивационной рассылки с писательского флэшмоба NaNoWriMo-2015.
Поясняю по контексту: речь тут идет о том, как быстро нарастить объем замершего текста. Речь НЕ о финальной редактуре, бетинге и прочей шлифовке нетленки. ***
Сегодня поговорим о том,
как писать быстрее. Не за счет ускорения печати! Сейчас нет времени на то, чтобы упражняться на клавиатурных тренажерах.
Однако вполне реально существенно ускориться, соблюдая простые правила. Но соблюдать их нужно жестко.
Не редактируйте написанное. Это действительно очень важно и очень трудно. Меня так и тянет перечитать написанные за прошедшие три дня слова и ужаснуться: тут коряво, там невнятно, здесь вообще какая-то ерунда написана, а также не хватает запятой. Но редактирование на ходу – путь в никуда. Оно отнимает массу времени и совершенно бесполезно. Ведь вполне возможно, что предложение, которое я улучшала двадцать минут и довела до совершенства, в итоговый текст вообще не войдет!
читать дальшеЧтобы отучить себя от дурной привычки редактировать написанное раньше времени, можно сделать шрифт очень маленьким. Или перекрасить его в незаметный серый цвет. Так будет сложнее перечитывать написанное.
Не ищите новую информацию. Даже если вы пишете документальный, а не художественный текст, все равно либо нужно было делать это раньше, либо придется сделать потом. А сейчас просто представьте, что вы пишете на необитаемом острове, где нет ни библиотек, ни интернета, и единственный источник материала для книги – это ваша голова. На будущее можно оставлять себе записочки про то, что и где вы собираетесь поискать, когда закончите, – прямо в тексте [БОЛЬШИМИ БУКВАМИ В КВАДРАТНЫХ СКОБКАХ], в отдельном списке (про списки было во вчерашнем письме) или воспользоваться функцией аннотации/комментария в вашем текстовом редакторе.
Не уточняйте факты. Даты, названия, правописание слова “гиппопотам” – все это подождет до декабря. Чтобы ничего не упустить, помечайте все, что надо будет проверить, каким-нибудь специальным знаком, например, %%%. Когда придет время, вам останется просто пройтись по тексту поиском, найти все сомнительные места и проверить их скопом.
Не задумывайтесь над формулировками. Если искрометные шутки и выразительные метафоры являются к вам сами собой, прекрасно. Но если нет – не стоит себя насиловать. Изложите смысл – скучным, корявым языком. Не нужно мучиться, подыскивая синонимы, не пытайтесь расцветить диалоги словечками типа “выпалил” или “буркнула”. Главное, чтобы вы сами понимали, что хотите сказать. А работа над стилем подождет.
Не заботьтесь о связках. Если у вас есть между сценами временная или логическая нестыковка (только что герой был на больничной койке при смерти, и вот он уже скачет на коне и машет мечом) – пишите как есть, а связки придумаете потом.
Пользуйтесь аббревиатурами. Не нужно каждый раз писать “Василий Иванович Чапаев”, сокращайте его до ВИЧ (если, конечно, у вас текст не про то, как Чапаев заразился ВИЧ). У меня стоит программа TextExpander, которая автоматически разворачивает длинные повторяющиеся выражения (под MacOS, но наверняка для Windows есть аналоги).
Не бойтесь вариантов. Всегда интересно изменить какое-нибудь обстоятельство в уже написанном тексте и придумать новый поворот сюжета, причем такие вариации пишутся быстрее, чем текст "с нуля". Например, в одной версии персонаж уехал далеко-далеко и пропал, но вам ничто не мешает сделать второй вариант концовки: уехал, а на следующей остановке сошел и вернулся в город инкогнито, в усах и парике. Это вовсе не означает, что вы топчетесь на месте! Чем больше версий вы придумаете, напишете и доведете до абсурда, тем более убедительной окажется та, которую вы выберете для итогового текста.
Напоминаю, что сегодня к вечеру хорошо бы иметь уже 8000 написанных слов! (с)
us4.campaign-archive1.com/?u=2efe3a69e2bdfcd6b3...
@темы:
[Упражнения],
[Методы]
Вот я этим жутко страдаю. Могу в итоге за час несколько строк написать, потому что перечитываю и вылизываю. Вот после прочтения этих советов (не помню уже, где их увидела) начала себя заставлять большие куски писать с налета, а потом уже перечитывать, дополнять, исправлять и т.п. Хоть чуть-чуть лучше стало.
быстреехуже.Итогом будет гигабайт бесполезного шлака, который потом редактировать полгода придется. Какое-то руководство начинающего графомана.
Спасибо за то, что поделились, информация ценная)
Правда, имхо, если на каком-то определенном знании матчасти строится сюжет или больше, чем одна фраза - лучше ее погуглить в процессе, а то и вправду как бы потом не пришлось половину переписывать.
Savelle,
Скорее, конкретно эти советы - для перфекционистов, которым важно, чтобы каждая строчка текста в процессе написания уже была идеальна, а такое не работает на средних и больших объемах. У обычного человека, как правило, нет таких проблем, но обычных людей мало, а перфекционистов много)
TokaOka, у этого автора еще хорошая статья (в подборе по ссылке кажется за номером 5, сейчас с лопаты не могу открыть) про рисование схемок взаимосвязей сюжетов.
Я вот тоже (пишу сейчас нонфикшен, т.е. надо очень многое сверять с источниками), могу на неделю увязнуть в вылизывании офрмления цитат, вместо того, чтобы писать материал из головы, а оформлением и проверкой подлинности цитат заняться в самом конце, когда готова вся история.
Nueteki, да, если проверка какого-то факта займет меньше минуты, можно и сразу сходить в Гугл. А вот если нужно предпринимать что-то более серьезное...
Anna-Mouvi, ну, я не думаю что автор изобрел все эти советы с нуля. Тоже собрал где-то с миру по нитке + описал собственный опыт.
только сейчас заметила, что допустила ошибку в слове "прекрасные"