Вот сейчас я буду рассуждать о современной фантастике и фэнтези. Точнее, о модных тенденциях в этих жанрах, которые мне - как читателю - очень не нравятся.
1. Смерть очаровашки. "Давайте введём милого приятного персонажа, а потом его убьём плохим злодеем". Интересная тенденция, особенно для развлекательной литературы. Надо иметь лужёные нервы или очень больную психику, я думаю, чтоб описание смерти симпатичного тебе человека - развлекало. Есть ещё вариант: заранее узнать все спойлеры и постараться при чтении не особенно погружаться в мир книги.
Автору надо как-то показать, что злодей - плохой, Мир катится в пропасть и вообще всё плохо. И для чего-то очень хочется задеть читателя за живое.
...задели, молодцы, я плюнула и закрыла книгу.
2. Смерть неоднозначного персонажа. "Он был плохим, теперь исправился, давайте его убьём". Персонаж исправился, и наказывать его Герой вроде как не должен - это нехорошо. Но Персонаж ведь делал плохое, он должен быть наказан. И, главное, для сюжета он больше не нужен - поэтому, пусть он героически погибнет. Писатель не придумал, как в его Мире его Герои и его Общество поступят с раскаявшимся злодеем, и как его Раскаявшийся Злодей будет с этим жить. Поэтому и мир и персонажи кажутся плоскими, какие бы заморочки автор ни придумывал дальше.
Убивают авторы не только "Изменившихся" персонажей, но и других не вписывающихся в идеальный мир. Даже положительных героев.
...и любые дальнейшие этические заморочки главного героя смотрятся фальшиво - я-то уже знаю, что в нужный момент автор избавит его от необходимости принимать решения.
3. Смешение жанров. "Давайте совместим фантастику с триллером, ужастиком, мелодрамой и комедией положений, это утроит аудиторию". В телесериалах это более заметно и сильнее раздражает. Обязательный набор: любовная линия, страшный монстр в темноте, весёлые шутки отважных ребят перед лицом опасности.
Аллюзии на тему зомбиапокалипсиса - не реже двух раз за три сезона. Хотя, в книгах этого меньше. Зато в фэнтези-книгах дотошно описываются пытки, медленные казни и прочее членовредительство.
...а я люблю читать за едой...
4. Герой - обычный парень. "Пусть главный герой будет обычным парнем-неудачником, с которым каждый сможет ассоциировать себя". Просто слов нет, как люди любят ассоциировать себя с туповатыми неудачниками. Наверное, поэтому Шерлок Холмс до сих пор популярен. Еще популярны злодеи - особенно в фильмах, там их можно показать во всей красе.
...очарование зла - это здорово, но герою отведено больше текста, а читать много текста про абсолютно скучного персонажа - скучно.
5. Наследственность. "Наш герой - сын героя, а злодей - сын злодея, у обоих тяжёлое детство". Это для фэнтези характерно, в фантастике мне такое не попадалось пока.
...не представляю, зачем это авторам.
6. Герой-сиротка. Тут всё просто: автору не хочется прописывать отношения персонажа с семьёй и друзьями, да и отвлекать его от подвигов заботами о близких не хочется. Поэтому герой-подросток - сирота, а герой-взрослый - просто живёт один в собственной квартире и работает неизвестно кем со свободным графиком. Живёт незаметно, никому не нужен. А потом - внезапно - оказывается смелым, решительным, общительным, и все вокруг его любят.
...фальшиво, уныло, скучно.
7. Все похожи на людей. У инопланетян или магических других рас может быть другой срок жизни, другая религия, другие приоритеты, другой общественный строй. Но пола - два. Но общества - похожи. Реакции общества на события - одинаковые. При том, что даже реакции человеческих обществ на стихийное бедствие достаточно различаются.
Исключение - расы построенные по принципу пчелиного улья. В фэнтези я таких пока не видела, а в фантастике - даже несколько раз. И ни разу мне не попадалось описание их повседневного быта, отношений, развлечений. Такое чувство, что они только тем и занимаются, что едят и пытаются убить главного героя.
...однообразно как-то...
1. Смерть очаровашки. "Давайте введём милого приятного персонажа, а потом его убьём плохим злодеем". Интересная тенденция, особенно для развлекательной литературы. Надо иметь лужёные нервы или очень больную психику, я думаю, чтоб описание смерти симпатичного тебе человека - развлекало. Есть ещё вариант: заранее узнать все спойлеры и постараться при чтении не особенно погружаться в мир книги.
Автору надо как-то показать, что злодей - плохой, Мир катится в пропасть и вообще всё плохо. И для чего-то очень хочется задеть читателя за живое.
...задели, молодцы, я плюнула и закрыла книгу.
2. Смерть неоднозначного персонажа. "Он был плохим, теперь исправился, давайте его убьём". Персонаж исправился, и наказывать его Герой вроде как не должен - это нехорошо. Но Персонаж ведь делал плохое, он должен быть наказан. И, главное, для сюжета он больше не нужен - поэтому, пусть он героически погибнет. Писатель не придумал, как в его Мире его Герои и его Общество поступят с раскаявшимся злодеем, и как его Раскаявшийся Злодей будет с этим жить. Поэтому и мир и персонажи кажутся плоскими, какие бы заморочки автор ни придумывал дальше.
Убивают авторы не только "Изменившихся" персонажей, но и других не вписывающихся в идеальный мир. Даже положительных героев.
...и любые дальнейшие этические заморочки главного героя смотрятся фальшиво - я-то уже знаю, что в нужный момент автор избавит его от необходимости принимать решения.
3. Смешение жанров. "Давайте совместим фантастику с триллером, ужастиком, мелодрамой и комедией положений, это утроит аудиторию". В телесериалах это более заметно и сильнее раздражает. Обязательный набор: любовная линия, страшный монстр в темноте, весёлые шутки отважных ребят перед лицом опасности.
Аллюзии на тему зомбиапокалипсиса - не реже двух раз за три сезона. Хотя, в книгах этого меньше. Зато в фэнтези-книгах дотошно описываются пытки, медленные казни и прочее членовредительство.
...а я люблю читать за едой...
4. Герой - обычный парень. "Пусть главный герой будет обычным парнем-неудачником, с которым каждый сможет ассоциировать себя". Просто слов нет, как люди любят ассоциировать себя с туповатыми неудачниками. Наверное, поэтому Шерлок Холмс до сих пор популярен. Еще популярны злодеи - особенно в фильмах, там их можно показать во всей красе.
...очарование зла - это здорово, но герою отведено больше текста, а читать много текста про абсолютно скучного персонажа - скучно.
5. Наследственность. "Наш герой - сын героя, а злодей - сын злодея, у обоих тяжёлое детство". Это для фэнтези характерно, в фантастике мне такое не попадалось пока.
...не представляю, зачем это авторам.
6. Герой-сиротка. Тут всё просто: автору не хочется прописывать отношения персонажа с семьёй и друзьями, да и отвлекать его от подвигов заботами о близких не хочется. Поэтому герой-подросток - сирота, а герой-взрослый - просто живёт один в собственной квартире и работает неизвестно кем со свободным графиком. Живёт незаметно, никому не нужен. А потом - внезапно - оказывается смелым, решительным, общительным, и все вокруг его любят.
...фальшиво, уныло, скучно.
7. Все похожи на людей. У инопланетян или магических других рас может быть другой срок жизни, другая религия, другие приоритеты, другой общественный строй. Но пола - два. Но общества - похожи. Реакции общества на события - одинаковые. При том, что даже реакции человеческих обществ на стихийное бедствие достаточно различаются.
Исключение - расы построенные по принципу пчелиного улья. В фэнтези я таких пока не видела, а в фантастике - даже несколько раз. И ни разу мне не попадалось описание их повседневного быта, отношений, развлечений. Такое чувство, что они только тем и занимаются, что едят и пытаются убить главного героя.
...однообразно как-то...
Вы это всерьез?
Хм? А сколько до нас дошло? Тут действует закон естественного отбора: в памяти остается лучшее, которое превращается в образцы формул. Все, что было похуже, просто забывается. Сколько лет через двести останется из современного массолита?
А еще фокус в том, что на момент возникновения готического романа массовой культуры в современном понимании не существовало. Была образованная аудитория, которая поиграла и наелась, и была масса народа, до которого эти книги не дошли по причние его неграмотности. Теперь грамотных гораздо больше, а с образованием и культурой - напряженка. Скажем так, масштабы и количества увеличились, за счет увеличения аудитории, а суть-то явления осталась прежней.
е менее не фольклор же. авторское творение. одинаковое всей серией прям, а то и сериалами. и тютелька-в-тютельку подходящее под стереотип.
Конечно, тут законы фольклора и срабатывают. Текст должен быть узнаваем, чтобы его сразу можно было соотнести с определенным паттерном: "в тридевятом царстве" - ага, волшебная сказка, попаданец - ага, фэнтэзня, одна возлюбленная пара - ага, любовный роман. Читатель знает, что дальше будет, точно так же, как слушатель в устной традиции, что ему излагают: былину или бытовую сказку.
Да, я это всерьез. Жанр готического романа или былины будет отличаться от жанра фантастики или фэнтези. Но если вы только передираете тут обмен мнениями в сторону своей точки зрения и учебника, даже не пытаетесь услышать кого-то кроме себя, что я могу тут ответить. Удачи с диссером.
Там столько интересного можно найти
О, кстати, спасибо за тему для размышлений) Я всегда как-то упускала этот момент, когда думала о героях-сиротах, замыкаясь только на том, что его/ее ничто нигде не держит, давая большую свободу действий и перемещений, лишая необходимости оглядываться и думать, кого оставил позади.
А это ведь действительно интересно - отсутствие изначального направления, которое так или иначе дается семьей.
Меньше пафоса, я вас прошу. Все не так просто. Можно с полным багажом шаблонов сотворить шедевр, а можно создать произведение, оригинальность которого будет его единственным достоинством.
Надо иметь лужёные нервы или очень больную психику, я думаю, чтоб описание смерти симпатичного тебе человека - развлекало.
Черт, у меня "очень больная психика"
2. Смерть неоднозначного персонажа.
Убивают авторы не только "Изменившихся" персонажей, но и других не вписывающихся в идеальный мир.
Лучше уж убить не вписывающегося персонажа, чем испортить общее впечатление неправдоподобной историей.
3. Смешение жанров.
Зато в фэнтези-книгах дотошно описываются пытки, медленные казни и прочее членовредительство....а я люблю читать за едой...
А я люблю читать за едой описание пыток, казней и членовредительства
7. Все похожи на людей.
А вот тут полностью соглашусь. Читать про инопланетян, образ жизни которых точь в точь копирует человеческий - скучно и уныло. Однако существуют редкие книжные экземпляры, где иная форма жизни прописана весьма правдоподобно)
1. Я тоже порой запоминаю произведения именно из-за сильных отрицательных эмоций. И авторов запоминаю - чтоб случайно потом не взять их книгу.
2. Неправдоподобной? Убивают как раз правдоподобных и живых, а оставляют плоских и со всех сторон положительных.
Ryoffa, Можно с полным багажом шаблонов сотворить шедевр
Не об этом речь.
Это Снейп, Дорак, Нефрит... навскидку.
Нефрит из "Сэйлор Мун"?
да
"Дневники вампира" не смотрела пока.
Вообще, вы так пишете, как будто автор - это такой кньюктурщик, сидит и в процентах высчитывает, чем бы задеть читателя за живое. Глупое представление о творчестве, если честно.
Я не знаю, как и чем каждый конкретный автор думает. Я описала то, что мне - читателю - читать не нравится.
допустим, я читатель.
Я не люблю, чтобы умирали хорошие герои просто потому что автор так хочет
я не люблю, чтобы п*дострадали остальные просто потому что автор так хочет
Я не читаю такие книги и не уважаю их
и я имею на это право.
И я даже имею право об этом писать.
А вот навязывать свое мнение права ни я, ни вы не имеем)
Админ
Потому что вот этот пост - "а лично мне не нравится" - он тут глупо выглядит. Извините, админ!
ну, из всех отметившихся людей так думаете только вы в общем-то)
а об уместности постов судит администрация)
Таких резкостей, пожалуйста, не надо.
И я внимательно слежу за постами и за всеми дискуссиями, пусть даже мое присутствие и не видно. Посты с читательским мнением считаю уместными, потому что здесь есть разные авторы, и для кого-то это может быть полезным.
Что касается конъюктуры. Увы, но большинство текстов для издания на бумаге являются именно такими, потому что издательствам нужны не экзистенциальные размышления, а конкретные заказные тексты. Я даже где-то постила список требований к авторам от издательства "Крылов". Елси не постила, значит, нужно найти и повесить, потому что оч характерно все выглядит. Это мерзко, я согласна, это не творчество, а ремесло. Но это имеет место быть, и я не вижу причин это не обсуждать.
и совсем не поэтому умирают хорошие герои. А потому что так бывает в жизни. Вообще - так бывает.
Это очень интересная позиция, честное слово. Значит, получается, в книгах и кино надо делать всё так "как бывает в жизни"? Может быть, мы любим фантастику и фэнтези именно за правдоподобие? А куча мирных граждан годами смотрела "Кармелиту", "Дикую Розу" и "Санта-Барбору" именно потому, что эти сериалы очень точно отражают реалии нашей жизни?
Есть и еще один аспект "Смерти ради достоверности". Если вы смотрели старые приключенческие сериалы, то могли заметить: в них смертей гораздо меньше, а сами смерти - условны. Сцена сражения, кто-то умер, мы их не знали, всё. Другое дело, современные сериалы. Тут смерть смакуется. (С книгами зависимость не столь ярко выражена, хотя и там она есть). Видели сериал "Зорро" 1957 года? Там в первых восьми сериях вообще ни одной смерти нет. А в чудесной детской книжке про Гарри Поттера начиная с четвёртого тома кто-нибудь регулярно умирает, а в седьмом и вовсе такое мочилово, что даже просто сосчитать убитых сложно, не то что назвать всех по именам.
Жизнь - обесценивается.
Хуже того: эпичность и "Зрелищность" произведения теперь измеряются в количестве убитых. Группа свихнувшихся шахтёров из будущего уничтожает целую планету с населением ради мести одному гражданину? - это эпично! А если шахтёров остановили на подлёте к планете - это уже "проходняк" и для полнометражки не годится. Сериал "Светлячок" прекрасно обошёлся без смертей основных персонажей, а вот в полнометражке уже пришлось пожертвовать членом команды и кучей левых граждан. Законы жанра. Смерти - зрелищны. Даже в книгах.
А катарсис... Переживание смерти или страданий героя - вовсе не единственный возможный способ очиститься. И подходит он далеко не всем.
Хорошие умирают, и няши умирают, и не писать об этом, чтобы читателям угодить - как-то смешно.
То есть, вы утверждаете, что книги пишутся не для читателей? А для кого?
Кьюзи, да, смерти - зрелищны. И просто жестокость - тоже. Из-за этого ненавижу фильм "мстители" - популярное мочилово. Сюжета нет. Какое объединение супергероев? Какое спасение Земли? Самая запомнившаяся сцена по мнению фанатов - как халк бьет бога Локи об асфальт. И это нормально?
Смерть в кино - это возможность показать игру актёра, массовая смерть - возможность показать побольше спецэффектов. К сожалению.
А в старых фильмах актёры играли не только смерть, а спецэффекты вообще в ключевые сцены старались по возможности не включать.
Кстати, похоже, есть ещё интересный момент: в старых сериалах мимика и жестикуляция - такая же часть диалога героев, как и произносимые слова. А в современных - нет. Правда, пока я заметила это только в трёх сериалах.
А в старых фильмах актёры играли не только смерть, а спецэффекты вообще в ключевые сцены старались по возможности не включать.
Может вам стоит перестать смотреть кино и обратить свой взор на театр? Минимум спецэффектов при сильной игре актеров - прям как вы хотите. А современное кино люди вообще-то любят смотреть именно за красивую картинку.
А вот - внезапно - нет. Люди хотят эмоций. А чтоб получить эмоции, нужны персонажи. И эмоции хочется получать всякие, не только переживание смерти и страха.
Неплохая идея, кстати. Уже не помню как давно не хожу в кинотеатры. А ведь в городе полно замечательных мест!
Я тоже обратила на это внимание. Мне кажется, что актерское мастерство современного поколения акторов на уровни ниже, чем у актеров старой школы. По крайней мере у тех, кто снимается в сериалах.