попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
материал предоставлен уважаемым  Tengro и публикуется с его разрешения
Дисклеймер: права на идеи, изложенные ниже, принадлежат Степану Вартанову; ниженабранный текст скомпилирован на основе письменных заметок, которые я проводил на Евроконе-2013 и поэтому не совпадает дословно с текстом лекции, но в целом передаёт порядок, последовательность и идею изложения автора в той мере, в которой это возможно передать в тексте, составленном на основе спешно записанного конспекта; увы, стенограммы приложить не могу.

В начале, для демонстрации степени влияния юмора на всё остальное, докладчик привёл очень яркий исторический пример: шутку Хама над пьяным Ноем (когда Хам раздел донага упившегося отца, а отец проклял его и посулил что "ты и весь род твой будете рабами") и последствия этой шутки — легализованный институт рабства в достаточно развитых и цивилизованных странах вроде США начала 19-го века, когда в рабстве негров не видели ничего плохого в том числе потому что "они же потомки Хама, у них судьба такая".
После подобного вступления, Вартанов перешел к описанию техник, с помощью которых в литературе можно добиться юмористического эффекта, с примерами.
читать дальше

Часть поста убрала в море. Не забывайте об этой полезной функции, не рвите читателям ФЛ.
Админ


@темы: [Особенности жанра]

Комментарии
17.04.2013 в 23:30

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
И продолжение лекции  Tengro от с его разрешения
Для начала Вартанов упомянул, как пример "универсального сюжетопостроителя", достаточно известную шутку Станислава Лема: "Карманный компьютер любителей научной фантастики", который, по его словам, работает для подавляющего большинства старой и немалой части новой НФ.
Но это не всегда плохо, потому что в целом даже по стандартному и шаблонному сюжету можно написать отличный текст. Проблема в том, что при массе неплохих решений и шаблонов, в голове что у автора, что у читателя, которые этим злоупотребляют, заседает какое-то малое количество "стандартных ситуаций". Например, в случае прилёта инопланетян нужно собирать ударную команду, отправлять их воровать у инопланетян их инопланетный шаттл и взрывать этим шаттлом инопланетянский флагман, примерно вот как в "Дне независимости". Или когда в голове у одного вполне конкретного президента застрял шаблон "клонирование - значит огромные кровожадные монстры, которые хотят всех убить", была раздута совершенно невообразимая кампания по запрету всяческих исследований в отрасли.
Да, говоря о том что по шаблонному сюжету можно сделать хороший текст — такое часто встречалось в классической НФ, особенно среди той западной НФ, которую переводили в СССР. Да и не только среди неё — по словам Вартанова, "Doctor Who" в каждой отдельной серии целиком построен по Лемовскому "Компьютеру...", но тем не менее хуже не становится.
Сюжет всегда должен соответствовать цели писателя и в целом налагает некоторые ограничения на то, что собственно будет в тексте (об этом чуть позже). И именно из соображений сюжета подбираются персонажи — подобрав хороший набор персонажей, можно быть достаточно уверенным что в итоге сюжет будет работать как положено.
В качестве примера эталонно подобранного набора персонажей Вартанов рассмотрел "Звёздные Войны" — в наличии главный герой, юный и храбрый, без гроша за душой, но с Предназначением; наставник главного героя, мудрый старец который учит его жизни; друг главного героя, безбашенный авантюрист который учит его тому, чему не научит наставник; девушка, из-за которой у главного героя и его друга возникает конфликт (и которая оказывается сестрой главного героя, разрешая этот конфликт бескровно) и забавные компаньоны основных героев — Чубакка и дроиды. Этот набор персонажей для сюжета 4-6 частей ЗВ был подобран настолько хорошо, что ЗВ в принципе не могли не сработать.

читать дальше