![](http://i.livelib.ru/boocover/1000452846/l/4db8/Kak_napisat_diplomnuyu_rabotu.jpg)
Прочитал тут книгу Умберто Эко
"Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки".
На первый взгляд, книжка очень узкопрофильная. Все наглядные примеры и сравнения - из итальянской литературы, мало что говорящие не спецу по итальянской филологии.
Но, на самом деле, если мыслить шире, там даются советы, применимые к любому нонфикшену с претензией на качественную работу с материалом. Кое-что я и так делал интуитивно. Но кой-какие фишечки (про карточки для прочитанных книг) - взял себе на заметку.
Основные тезисы из книги Эко:читать дальше
- оптимальное время работы над любым более-менее серьезным нонфикшен проектом - от 6 месяцев до 3 лет. Меньше чем за 6 месяцев не собрать и не проработать годный материал. Если больше 3 лет - это потерять всякий интерес. Или впасть в нездоровый перфекционизм. Лучше законченная-изданная работа на четверочку, чем один-единственный унылый долгострой на всю жизнь.
- очень аккуратно выписывать библиографию. По шаблону, на карточки (в файл), со всеми выходными данными. С пометками "найдено/нет", "можно скачать/есть в библиотеке Y/придется купить/не найти нигде". Обращать внимание на то, является ли книга "переработанным и дополненным" переизданием. Потом эта библиография очень пригодится при финальной расстановке ссылок.
- делать "карточку" (файл) на каждую прочитанную по теме Х книгу.
Полные реквизиты. Перечень цитат их книги Х, которые будут после использоваться в работе.
Остальной материал из свежепрочитанной книги - по горячим следам в этом самом файле сразу же резюмировать своими словами. Насколько развернуто - смотреть по конкретной ситуации.
Обязательно помечать, где цитата, а где ваш пересказ, дабы потом случайно не перепутать и не сплагиатить кусок чужой книги в своей. Возле выписанных цитат по возможности проставлять номера страниц, чтобы потом в случае нужды быстро их найти и перепроверить.
Этот "конспект" потом очень сильно облегчит написание текста вашей собственной работы. А то через несколько месяцев поди припомни, что именно зацепило или напротив вызвало сомнения в данной книге.
- все наработки держать в одном месте и в рамках одной системы хранения/макировки. Неверно: часть в тетради, часть в ворде, часть в ксероксах.
- в книге (если она ваша собственность и не является антиквариатом) нужно и можно чиркать. Карандашом, ручкой, текстовыделителем. Делать комментарии и пометки на полях. Это проявление интереса к её содержанию.
- принцип "научного смирения": наиболее ценная мысль, идея или цепочка ассоциаций может возникнуть у вас в голове при чтении самого, казалось бы, бесперспективного, занудного, спорного, не авторитетного и т.д. автора книг по вашей теме. Вывод: читайте все, что хоть каким-то боком касаемо до изучаемого вами вопроса.
- цитаты давать только по первоисточникам! Потому что в книгах вашего предшественника возможны опечатки, вольные или невольные купюры, искажающие смысл цитаты до противоположного. (утверждение верно на известных мне примерах самоличного сравнения первоисточника-рукописи и отредактированных публикаций советских лет)
- если оригинальная цитата на инязе, давать ее на инязе с вашим/официальным переводом.
- если пишете работу по иностранной тематике - обязательно хоть какое-либо владение языком оригинала. Мол, если взялись за работу про О.Уайльда, нельзя писать о нем только по переведенным источникам. Сперва найдите все, что есть о нем на английском. И этих источников обязательно окажется в разЫ больше, чем на вашей родной мове. И окажется, что самое интересное-то как раз и не переведено.
- рекомендуется цитировать в работе только первоисточники. Цитировать других историков или исследователей - лучше не надо. Или очень мало. Дать их суждения и материал (если вы с ними согласны) своими словами (см. пункт про "карточки" ). А сами книги указать в финальной библиографии.
(Не до конца уяснил этот момент, надо посмотреть как это выглядит на практике у издающихся историков.)
- замечания про общепринятые нормы оформления сносок, сокращений, примечаний. Но может быть не полностью актуально для российских стандартов.
- когда составлен обзор источников, можно приступать работе. Первым делом составить оглавление текста. И начерно разметить в том же файле, к какой главе относятся те или иные источники.
- Второй шаг - написать развернутое введение. Оно очень черновое, и в конце обязательно будет существенно отредактировано, но начинать нужно с него.
Это ведение можно по желанию расширять бесконечно, после перенося куски в нужные главы.
- Начинать писать можно с любой главы, смотря к чему лежит душа и какой материал под рукой. Но обязательно строго после составления оглавления (с пометками, какой источник куда соотнесен), чтобы хотя бы в голове имелось понимание, что вы уже знаете, чем будете заполнять все остальные дыры. Дабы не оказалось, например, что вы с энтузиазмом написали 30 страниц про зрелые годы своего персонажа, но вообще не представляете, на каких материалах будете писать про его детство.
@темы:
[Ссылки],
[Книги],
[Голоса профессионалов]